CHEB.RU

Чебоксары: записки краеведа

Наши сайты
  • Главная страница [+PDA]
  • Автопортал
  • Карта Чебоксар
  • Список улиц и домов 11252
  • Недвижимость Чебоксары
  • Афиша, Киноафиша
  • Совместные покупки
  • Фото 175464, Барахолка
  • НА-СВЯЗИ.ru, Форумы
  • Реклама на сайте
  • Форумы
  • Последние темы (авто)
  • Барахолка, Бизнес, Реклама
  • Работа, Частные услуги
  • Культура, Семья и дом
  • Связь в Чувашии, Фото
  • Интернет, Компьютеры
  • Спорт, Районы Чувашии
  • Автофорум "За рулём"
  • Болтология, Развлечения
  • Знакомства, Встречи
  • О Чебоксарах
  • Воздушная фотография
  • История, День в истории
  • Все улицы, Работа
  • ЖЖ "Мои Чебоксары"
  • Фото старого города
  • Районы Чувашии
  • Справочник телефонов
  • Новочебоксарск, Кугеси
  • Форум "Частные услуги"
  • Курсы валют, Логотипы

  • Чебоксары > История > Записки краеведа

    У карты республики


    "Гитара" между Волгой, Сурой и Свиягой


    Народный поэт Чувашии Петр Петрович Хузангай в своей Поэме "Марш автономии" писал: "Республика моя мала, на карте страны нажми пальцем - и ее уже не видно".


    Чувашия - густонаселенный регион Российской Федерации. На площади 18,3 тысячи квадратных километров проживает свыше миллиона трехсот пятидесяти тысяч человек. По количеству жителей на квадратный километр уступает лишь Московской и Тульской Областям. Если Чувашию сопоставить с сибирскими масштабами, то дна вся уместится в границах какого-нибудь района, а по численности, наоборот, под стать иной области.


    Чувашия в числе первых, еще в 1927 году, перешла на административное районирование территории.


    В России существовала система административно-территориального деления на губернии, уезды, волости, не учитывавшая националь-ный состав проживавшего в них населения. Отдельные национальности были разъединены проживанием в разных губерниях. Например, Чуваши входили в Казанскую, Симбирскую, Нижегородскую и другие губернии.


    С образованием Чувашской автономной области в 1920 году потребовались консолидация чувашского населения и новое административно-территориальное деление. Первоначально область состояла Из 4-х уездов (Батыревский, Цивильский, Чебоксарский, Ядринский) и 61 волости. С преобразованием области в республику в 1925 году уездов стало 5, а количество волостей сократилось до 53.


    Процесс образования Чувашской автономии оказался далеко не легким делом. Объединение чувашского населения в одну административную единицу затруднялось наличием уездов и волостей со смешанным населением. Проводилась упорная работа по уточнению границ с целью ликвидации чересполосицы с соседями. Некоторые волости со смешанным населением не всегда изъявляли желание войти в состав Чувашской области. Спорили о выборе уездных и волостных центров.


    Вопросами административного устройства в масштабе всей России занималась Административная комиссия ВЦИК, соответственно по Чувашии - Административная комиссия ЧАО. Чувашия первой подняла вопрос о районировании своей территории и вносила различ-ные предложения: в 1923 году намечалось 19 районов, в 1924-м - 20. Районы предлагались территориями меньше, чем уезды, но крупнее волостей.


    В 1927 году в связи с увеличением территории республики на три волости Алатырского уезда устанавливаются 17 районов. Целью районирования было приблизить управленческий аппарат к населенным пунктам, сократить расходы на его содержание. Сэкономленные средства бюджета пошли на выполнение культурных и хозяйственных мероприятий: ремонт и содержание школ, больниц, жилья и т.д. Опыт Чувашской республики был использован при районировании всей страны в 1927 году и позже.


    На географической карте очертания границ республики напоминают корпус гитары: посередине он заужен, словно кушаком стянут. Здесь четыре района: Шумерлинский, Вурнарский, Канашский и Янтиковский. Южнее - семь районов: Алатырский, Порецкий, Ибресинский, Комсомольский, Яльчикский, Батыревский, Шемуршин-ский. В северной части - десять: Красночетайский, Ядринския, Аликовский, Моргаушский, Красноармейский, Цивильский, Мариинско-Посадский, Урмарский, Козловский и Чебоксарский.


    Хотя территория республики, действительно, мала - округленно двести на сто километров, но по природным условиям неоднородна. Северная часть - пересеченная, овражистая, лесная, с бедными почвами и умеренным климатом. Но и здесь на одной и той же широте с Чебоксарами в северо-восточной части ощутимо прохладнее. Здесь "полюс холода" - район города Козловки, где зимняя температура на два-три градуса ниже среднереспубликанской. Юго-восточная часть - степная, черноземная. Эта территория входила непосредственно в состав некогда процветавшей Волжско-Камской Булгарии. Здесь более чем в других местах сохранилось немало памятников старины. Юго-западная часть республики - равнинная, также черно-земная. Климат этой зоны теплее, чем на севере республики. Весенне-полевые и уборочные работы в сельском хозяйстве начинаются здесь на неделю раньше. Эта часть заселена в основном русскими и мордвой.


    Три реки - Волга, Сура и соседняя Свияга - вбирают в себя свыше двух тысяч рек и ручьев. Наиболее значительные Большой и Малый Цивиль и Аниш текут на север и являются притоками Волги. Була, Кубня текут в восточном направлении и вливаются р Свиягу. Южные Меня, Бездна, Люля, Киря и Алгашка - притоки Суры.


    Республика удачно расположена на Волге, в междуречье Свияги И Суры. Реки судоходные, по ним плывут теплоходы, скоростные суда, баржи, катера и лодки летят над волнами, словно белокрылые чайки.


    Чувашию пересекают две железнодорожные магистрали: из Москвы через Казань на Урал и Сибирь, из Канаша через Харьков - в Приазовье и Черноморье. От Канаша до Чебоксар проложена Железнодорожная ветка, построенная в 1940 году. Пока тупиковая. Придет время - она пересечет Волгу и через Йошкар-Олу, Котельнич и Киров выйдет на железнодорожную сеть Европейского Севера страны.


    Мчатся автомобили по дорогам и автострадам республики: из Москвы и Нижнего Новгорода на Казань и Екатеринбург, из Чебоксар - на Ульяновск, Сызрань, Самару и далее на восток страны. Все районные центры связаны со столицей республики асфальтированными дорогами круглогодового действия. От Чебоксар ко всем районным центрам расходятся местные дороги, также с твердым Покрытием. По ним курсируют автомобили различных марок, многоместные автобусы. Эти перемены произошли за каких-то полвека. В начале двадцатых годов в области имелось 2400 километров дорог, из них одна десятая часть - губернские - "улучшенные", остальные - местные. Те и другие - грунтовые, колесные. В глубоких колеях вязли крестьянские телеги, ломались оси телег, выбивались из сил низкорослые худосочные лошади.


    Если в стародавние времена чуваши свои селения прятали вдали от проезжих дорог, в лесах и оврагах, то с развитием капитализма в России они все больше втягиваются в экономическую систему государства. Дороги уже не враги, как было прежде, а друзья-помощники, особенно в советский период. Молодая народная государственная власть, несмотря на разруху по всей стране, в первую очередь занялась ремонтом трасс и мостов, строила улучшенные грунтовые дороги и деревянные мосты. В тридцатые годы первые дороги, мощенные камнем, появляются как межобластные.


    Дорога Нижний Новгород - Казань стала одной из народных строек Чувашии. Население работало на ее строительстве бесплатно. Камень добывался со дна местных речек. Но его оказалось мало и республика в дальнейшем использует привозное сырье. Камень завозят водным и железнодорожным путем с верховьев Камы, Белой, с Урала, даже из-за Каспия. "Чувашстрой" в свое время организовал и содержал карьер вблизи Красноводска (Туркмения). "Чувашколхозстройобъединение" и сейчас имеет Саткинский карьер в Челябинской области. Битум, необходимый для асфальтирования, - тоже привозной. Его доставляют из Нижегородской области, Татарии и Башкирии. Несмотря на такие далекие перевозки, республика обеспечивает себя материалами и строит новые дороги с твердым покрытием.


    Первой такой дорогой стала автомагистраль Горький - Чебоксары - Казань. На её сооружении население работало бесплатно. Вдоль трассы стояли столбы с указанием длины участка, закрепленного за тем или иным колхозом, сельсоветом, которые отвечали не только за строительство, но и за эксплуатацию. На обочине шоссе через каждые пять-десять километров устанавливали грибки и беседки со скамейками для отдыха пешеходов. На столиках лежали свежие газеты, доставляемые сюда ежедневно, - сейчас это кажется диковинкой.


    Эта стройка по значимости эксперимента стояла на уровне общесоюзной. Для освещения хода строительства автодороги газеты "Правда" и "Известия" организовали корреспондентские пункты, работали выездные редакции центральных и местных газет. На трассе пропадал днями и ночами секретарь Чувашского обкома ВКП(б) С.П.Петров. В народе не зря автомагистраль называли "дорогой Петрова".


    Всесоюзную славу чувашским дорогам принес автопробег Москва-Каракум (июль 1933 г.). В Чувашию приезжали русский писатель Леонид Леонов, польский - Бруно Ясенский, венгерский - Мате Залка.


    Совет Народных Комиссаров СССР на своем заседании 2 ноября 1933 года заслушал доклад Чувашского правительства о дорожном строительстве и премировал республику 45 легковыми и грузовыми автомобилями, 50 велосипедами. Через два года республика была награждена орденом Ленина. Первый секретарь обкома партии С.П.Петров и председатель Президиума ЦИК А.Н. Никитин также были награждены этим орденом.


    Республику пересекают нефте-газопроводы из Европейского Севера в направлении на Москву и Запад. Это позволило газифицировать города и поселки, ряд сельских населенных пунктов.


    Физическая карта Чувашской ССР расцвечена разными красками. Привлекательней всех - цвет зеленый. Им обозначены леса. Почти одна треть территории покрыта ими. Основные лесные массивы находятся по берегам Суры и Волги. Лет двеститриста назад они покрывали всю территорию нынешней республики, что подтверждают зеленые пятна сохранившихся дубрав и рощ.


    перейти к оглавлению >>>

    Реклама на сайте |  Контакты |  Оплата |  Условия использования |  Наши вакансии |  Ссылки на нас |  Служба поддержки |  Наверх 
    Яндекс.Метрика Система Orphus