CHEB.RU

Чебоксары: записки краеведа

Наши сайты
  • Главная страница [+PDA]
  • Автопортал
  • Карта Чебоксар
  • Список улиц и домов 11314
  • Недвижимость Чебоксары
  • Афиша, Киноафиша
  • Совместные покупки
  • Фото 177849, Барахолка
  • НА-СВЯЗИ.ru, Форумы
  • Реклама на сайте
  • Форумы
  • Последние темы (авто)
  • Барахолка, Бизнес, Реклама
  • Работа, Частные услуги
  • Культура, Семья и дом
  • Связь в Чувашии, Фото
  • Интернет, Компьютеры
  • Спорт, Районы Чувашии
  • Автофорум "За рулём"
  • Болтология, Развлечения
  • Знакомства, Встречи
  • О Чебоксарах
  • Воздушная фотография
  • История, День в истории
  • Все улицы, Работа
  • ЖЖ "Мои Чебоксары"
  • Фото старого города
  • Районы Чувашии
  • Справочник телефонов
  • Новочебоксарск, Кугеси
  • Форум "Частные услуги"
  • Курсы валют, Логотипы

  • Чебоксары > История > Записки краеведа

    У карты республики


    Боги и духи


    ...Но вернемся к прошлому.


    В лесных чащобах жили языческие Боги и Духи. Одни оберегали человека от несчастий, другие творили зло. Одни покровительствовали животноводству, другие - насылали болезни, мор, падеж скота. Милости богов и духов чуваши добивались подношениями, чествованиями. Молили богов и духов о дожде, об урожае, обильном медосборе, отмечали день первого каравая, упрашивали духа ветров, чтобы не гневался, не срывал солому с ветхих крыш, не нагонял грозовых туч с градом. Отмечали начало строительства дома, даже возведение ограды вокруг участка. Суеверие наших предков этим не ограничивалось. Надеялись: стоит успеть высказать вслух пожелание при блеске зарницы, как все сбудется. Бабки-повитухи преподносили дар березе - медную копейку, верили: это облегчит роженице роды. И почти во всех случаях чюка (моления) варили кашу, кисель, затевали жертвенное пиво.


    Может, так продолжалось бы долго, если бы Йаван-Эмбю - Иван Грозный под охраной стрельцов по пути на Казань не доставил в Шупашкар бога русских. На пересечении дорог к языческим моленьям, на холме, где стоял чувашский идол Киреметь, сжег его, приказал освятить место и установить полотняную церковь. Несколько позже на месте полотняной построили деревянную. Лет сто спустя церковь заменили храмом из кирпича. Это было в 1651 году. Звон колоколов поплыл над широкой Волгой, над окрестными лесами, приводя в трепет язычников-чувашей и соседних с ними черемисов. Постепенно те и другие, смирившись с соседством чудотворного русского Бога, приняли христианство. Это был шаг вперед, к прогрессу, по сближению с русской и мировой цивилизацией.


    Но и после крещения, которое протекало неровно в течение полутораста-двухсот лет, языческие нравы, обычаи и верования продолжали владеть умами и привычками людей.


    Инженер-строитель, ныне пенсионер, Геннадий Александрович Енисеев вот уже более четверти века занимается историей чувашей, сохранил в памяти рассказы своего деда. Прадед по имени Петр был жрецом рода. Предки Енисеева, спасаясь от преследования мулл, бежали из булгарского города Биляр (Пиляр), обосновались на левом берегу Волги, что напротив Ильинки и Шешкар. Жили поблизости от озера Амаксар, затем перебрались на правый берег. Хотя они были крещены и названы русскими именами, но продолжали почитать идола, тотема рода - чугунного барана. За такое двоеверие служители церкви запретили покойников из рода Енисеевых хоронить на кладбище.


    - С легкой руки священнослужителей православия чуваши стали называться язычниками. Чуваши не были таковыми. У них была довольно развитая религия - тенгриханство,- убежденно заявляет Енисеев. - Религия наших предков древняя, по времени под стать еврейской - иудаизму.


    Несмотря на обращения чувашей к богам и духам за помощью, бедность не покидала крестьянские семьи даже в более позднее время - в XIX веке, о чем красноречиво свидетельствует документ "Об экономическом состоянии крестьян Чебоксарского уезда (ЦГА ЧССР, ф. 82, оп. I, д. 1373). Чебоксарский, возможно, и казанский, чиновник рассуждал, что некоторые о благосостоянии крестьян судят по оплате податей. Если мужик своевременно платит подать, то хорошо живет. Далеко не так. Например, "в Помьяльской волости Чебоксарского уезда (ныне Республика Марий Эл.- А. Т.) живут русские, которые подати никогда вовремя не платят, хотя являются зажиточными: живут в просторных избах по-белому, имеют по 2-3 лошади и коровы, чего нет ни у чувашей, ни у черемисов. "В деле определения экономического состояния нельзя руководствоваться только своевременной уплатой податей... Это обусловливается никак не зажиточностью, достаточностью их (крестьян.- А. Т.), а зависит от национальных особенностей жителей Чебоксарского уезда. 84,5% составляют инородцы: чуваши (71,6%) и черемисы (12,9%). Как те, так и другие отличаются следующими особенностями своей жизни. Они: 1. Робки, послушны и покорны. 2. Они очень нетребовательны и неприхотливы в удовлетворении общечеловеческих жизненных потребностей... У чуваш во всем хозяйстве и домашней обстановке обыкновенно царит недостаточность, простота и неприхотливость. Хотя и к чувашам проник уже чай и самовар, но, обыкновенно, самовар встречается в деревне только у одного-двух самых богатых крестьян, но немало еще и таких деревень, где не найдешь ни одного самовара. Избы у чуваш обыкновенно очень малы, плохи, нечисты и в большинстве случаев укрыты соломой. Очень еще много встречаются среди них так называемые "курные" избы. Мебель у них, посуда вся, вообще утварь очень скромны и убоги; в одежде и белье у чуваш тоже простота и бедность: полушубок и кафтан - единственная одежда на все времена года. Лишь богатые из них имеют, кроме того, тулуп или поддевку; суконные брюки надеваются немногими.


    Большая часть чуваш довольствуется холщовыми штанами; сапоги среди них тоже редкое явление; в столе у чуваш наблюдается хлебная скудность; лишь богатые, имея достаточно скота, режут себе на мясо, а изредка даже и покупают его. Большинство же чрезвычайно редко пробует мясной пищи, обыкновенный же обед и ужин у них составляют: пустые щи или картофельная похлебка и хлеб, иногда пирог из тех же материалов; хотя у большинства чуваш имеются куры во дворе, но яйца от них обыкновенно все продаются, равно как и птица. Молоком чуваши питаются только летом, а по зимам они даже не доят коров, так как от плохого корма зимою у коров пропадает молоко; даже богатые чуваши, например, торговцы, отправляясь в дальний путь, берут с собою из дома достаточный запас хлеба - и только; на постоялом дворе он не закажет ни самовара, ни обеда..."


    Чересчур скудное питание и бедная одежда. Курные избы... Чуваши в устройстве быта от русских отставали более чем на сто лет. Уличная прямолинейная застройка деревень началась в середине XIX столетия, тогда как у русских она уже приняла законченный вид. Курные избы исчезли также с опозданием на целый век.


    Эти строки могут не дойти до сознания читателя, не затронуть его душу, так как он может и не знать, что собою представляли "курные" избы.


    Помню, в 1924 году учитель нашей начальной сельской школы Иван Григорьевич перед окончанием последнего урока сказал: теперь, ребята, совершим экскурсию в девятнадцатый век. В деревне Сормвары разбирают последнюю курную избу. Посмотрим, что она из себя представляет.


    ...Мы веселой гурьбой обступили избу. Успели застать момент, когда разбирались стены. Перешагнув через высокий порог, очутились в избе. Пороги делались высокими, чтобы задержать приток холодного воздуха. Оконные рамы были вынуты, сняты с петель двери и разобрана перегородка чуланчика. Поэтому света хватало, чтобы рассмотреть внутренность избы. Стены и потолок были глянцево-черные, пахло тяжелым угарным дымом. В левом углу рядом с входом стояла печь без трубы. Такие печи топились через чело, дым выходил в избу и удалялся через дверной проем. Учитель объяснял: во время топки печи дверь открывалась в сени настежь - и дым выходил туда. Печь была серо-черной, чело закопченным. В доме было все засмолено. Бревна стен и потолочные доски блестели антрацитом. Сени, рубленные из тесаных пластин, тоже закоптели, но уже меньше. Для дыма в сенях хватало простора. Он рассасывался в подстропильном пространстве и выходил в открытое небольшое слуховое оконце.


    - Запомните, ребята: вам больше не придется встретиться с курной избой. В таких избах, как эта, жили все наши деды и прадеды...


    Чебоксарский летописец в высказывании о чувашах, приведенном выше, упомянул: редкий чуваш имел кожаные сапоги. Что же служило им обувью? Валянная из шерсти обувь не была доступной всем. Лапти носились зимой и летом. С ними чуваши, пожалуй, расстались последними из народов, заселяющих Среднее Поволжье.


    Лапти - один из древнейших видов обуви. Промысел лаптеплетения насчитывает тысячелетия. Это подтверждается археологическими находками специального орудия труда - кочедыка. На лапти человек употреблял лыко, бересту и кожу. У чувашей этот вид обуви сохранился до пятидесятых годов XX века. Приведу такой факт. В эпоху Петра Первого в чувашских деревнях под ответственность старосты в общественном амбаре запирались на ночь топоры, косы и вилы, дабы чуваши не воспользовались ими, проявляя недовольство действиями властей. И только кочедыки разрешалось оставлять при себе: лаптеплетение не представляло государственной опасности.


    Пахота сохой. 1930 г.

    Чувашские лапти отличались от лаптей русских и мордвы своим изяществом, строгостью формы, способом плетения. Более ценными считались лапти, плетенные из вязового лыка: в сухую погоду они дольше носились. Интересно, что для женщин и девушек лапти плелись по-разному. Выходные девичьи лапти отличались тонкостью работы. Лыко тоже употреблялось более узкой резки. Веревки сплетали из льноволокна. На период весеннего таяния снега к лаптям подшивали колодки (каптарма). Они спасали от намокания. Колодки делали из липы с фигурным вырезом углов и снятием кромки.


    И все же, как бы ни были легки и удобны лапти при ходьбе на дальние расстояния - не натирались ноги, не вздувались волдыри, - они всегда олицетворяли бедность, нужду и забитость. Люди горько подсмеивались над своей судьбой. В русских народных песнях эта безысходность выражалась словами: "Эх, вы, лапти мои, лапоточки". Старшее поколение, наверное, помнит чувашскую песню "Сопата" (лапти). В двадцатые годы и позднее она была очень распространенной. Текст ее был напечатан в газете "Канаш" 26 февраля 1926 года. В Великую Отечественную войну, к моему удивлению, я услышал ее от одного старшего лейтенанта, русского, воспитанника Горьковского детского дома. В их детском коллективе пели эту песню, вот он и запомнил ее.


    Лапти были обувью, принятой на вооружение Красной Армии. Газета "Известия" (орган Чувашского облисполкома и обкома партии) в номере за 21 января 1921 года извещает об обязательном постановлении: "Для нужд Красной Армии заготовить два миллиона пар лаптей". Ради выполнения этого задания вывоз лаптей за пределы Чувашской области производился с разрешения властей.


    В этой же газете писалось о заготовке одного миллиона пар. "Кустарный отдел облисполкома получил боевое задание: к лаптеплетению привлечь 2642 человека и использовать полностью заготовленные полтора миллиона штук лыка, сдать 600 тысяч пар лаптей".


    Вплоть до 1926 года плетение и торговля лаптями считались престижным делом. Газеты писали о передовиках лаптеплетения. Оно закреплялось промысловой кооперацией в плановом порядке, хотя год от года лапти теряли свои позиции в конкуренции с кожаной обувью. В Великую Отечественную войну этот вид обуви снова включается в план производства промысловой кооперации; даже в те годы, когда лапти уже были не нужны, продолжал жить принцип планирования "от достигнутого".


    Была еще одна вспышка лаптевого "бума", когда в 1960 году для постановки оперы "Шывармань" потребовалось двести пар забытой обуви. Чтобы сплести их, пришлось искать народных умельцев. Заказ разместили в трех районах республики. А в наши дни лапти продаются на рынке как сувенир.


    Активист спортивного общества "Динамо" К.Н.Никишов вспоминает, что магазин спорттоваров в довоенное время занимался закупкой лаптей у населения. Эта малопривлекательная обувь нужна была Главному управлению лагерей (ГУЛАГ) для заключенных. Она пригодилась в годы Отечественной войны для обмундирования трудовой армии, занятой на сооружении оборонных укреплений и лагерей.


    Лапти носили вместе с портянками и онучами. Первые использовались в летнее время; ткали их на кустарных станках из конопляной нити, а онучи - из шерстяной. Они мало спасали от холода и морозов. Женщины пользовались онучами даже в летнюю пору. Дело в том, что в давно прошедшие времена в лесах Чувашии было много змей. Онучи предохраняли ноги от их укусов.


    Валенки носили более состоятельные крестьяне.


    Овечья шерсть употреблялась также в изготовлении кошмы. Растелит кошму чуваш непосредственно на земле, а под голову положит шкуру козла - и спит спокойно: змей не тронет. Могут помешать блохи. Их много собиралось в кошме. После долгой зимы крестьянин выносил кошму на солнце и выбивал блох и пыль палкой.


    Валянные из шерсти шляпы, облезлые заячьи или сшитые из бараньей шкуры чуваши носили и зимой, и летом. Женщины зимой поверх платков надевали шапки. Это практично: тепло голове и не так больно, когда муж кулачищем наносил удары. Побои женщин мужьями были обычным явлением. За это не судили, считалось делом семейным. Так было не только у чувашей. Вспомните рассказ Максима Горького, когда муж закрывал ставни окон, а жену заставлял вопить благим матом, чтобы люди думали: муж "учит" жену. Стыдно было слыть жалостливым мужем.


    Что ценного имел мужик? Тулуп и полушубок. Но эта одежда была доступна не каждому. Бедняк в лютые морозы кутался в чапан (армяк), сшитый из шерстяного полотна, и дрожал как осиновый лист. Читающие эти строки могут сказать: сгустил краски, прошлое представил слишком мрачным. И будут правы. Я даю картины более чем вековой давности. Но у чувашей тоже были свои радости, праздники, юбилеи, хороводы. В такие дни чуваши надевали все самое лучшее: женские головные уборы из серебряных монет, красивые пояса, расшитые рубашки.


    С развитием товарного производства в России и чуваши становились все более состоятельными. Люди тянулись к материальной обеспеченности, красоте и достатку, стремились к накоплению денег. Уже в годы первой мировой войны в быту чувашей появляются атрибуты городской культуры. Многие крестьяне занимаются отходничеством, хотя этому мешало незнание русского языка. Недаром бытовала поговорка: "Так сказать, вырасла пёлменни касать" (Так сказать, мешает незнание русского языка). Происходит расслоение сельского общества, распад сельской общины, правда, у чувашей позднее, чем у русских.


    Двадцатый век оказался бурным и для чувашского населения: русско-японская война, революция 1905 - 1907 годов, первая мировая война, затем Февральская буржуазно- демократическая и Великая Октябрьская социалистическая революции. Гражданская война. Нэп. Годы коллективизации и раскулачивания. 1937 - 1938 годы. Отечественная война. Пятидесятые и шестидесятые годы. Время "оттепели" и застоя. Зарождение мафии сверху и развитие преступ-ности снизу. Ускорение и перестройка. Эти события не обошли Чувашию стороной, не обходят ее и ныне.


    Но на одном этапе жизни следует остановиться особо.


    перейти к оглавлению >>>

    Реклама на сайте |  Контакты |  Оплата |  Условия использования |  Наши вакансии |  Ссылки на нас |  Служба поддержки |  Наверх 
    Яндекс.Метрика Система Orphus