CHEB.RU

Чебоксары: записки краеведа

Наши сайты
  • Главная страница [+PDA]
  • Автопортал
  • Карта Чебоксар
  • Список улиц и домов 11314
  • Недвижимость Чебоксары
  • Афиша, Киноафиша
  • Совместные покупки
  • Фото 177849, Барахолка
  • НА-СВЯЗИ.ru, Форумы
  • Реклама на сайте
  • Форумы
  • Последние темы (авто)
  • Барахолка, Бизнес, Реклама
  • Работа, Частные услуги
  • Культура, Семья и дом
  • Связь в Чувашии, Фото
  • Интернет, Компьютеры
  • Спорт, Районы Чувашии
  • Автофорум "За рулём"
  • Болтология, Развлечения
  • Знакомства, Встречи
  • О Чебоксарах
  • Воздушная фотография
  • История, День в истории
  • Все улицы, Работа
  • ЖЖ "Мои Чебоксары"
  • Фото старого города
  • Районы Чувашии
  • Справочник телефонов
  • Новочебоксарск, Кугеси
  • Форум "Частные услуги"
  • Курсы валют, Логотипы

  • Чебоксары > История > Записки краеведа

    Шупашкар-Чебоксары


    Колокола, бубенцы и колокольчики; первые коммуны и артели


    Лет двести назад город славился своим колокололитным производством, здешние колокола имели цену даже в Париже и Лондоне. В Чебоксарах колокола отливали и санным путем вывозили на внешний рынок. При пожаре 1773 года сгорело несколько колокольных "заводов". После пожара колокололитное дело пошло на убыль. С развитием железнодорожного транспорта город остался в бездорожной глубинке - и Чебоксары не выдержали конкуренции с городами, расположенными на железнодорожных путях, к примеру, Нижним Новгородом, Вяткой. Чебоксары перешли на литье малых форм - колокольчиков и бубенцов, но и здесь они не могли соперничать с валдайскими мастерами. Выходит, Рязанов был один из последних мастеров ныне забытого промысла?..


    Почти через год после опубликования "Советской Чувашией" материала о Рязанском ущелье редакция получила письмо от Бирюковой-Засыпкиной Евдокии Петровны. "Я хочу несколько добавить к истории города, т.к. сама являюсь коренной жительницей Чебоксар и предки мои, и родители - уроженцы Чебоксар. Мне 86 лет - и я кое-что могу добавить к истории Чебоксар. Почему-то т.Терентьев не написал о Кувшинской горе и о Кувшинском переулке на Восточном косогоре. Вот там я и родилась и жили мои родители. Дом и сейчас стоит, № 14... Хочу рассказать о своем отце Засыпкине Петре Дмитриевиче, у которого была колокололитная мастерская".


    Примерно в последней четверти XIX века здесь жила семья Засыпкиных, во дворе была кузница с горном, большим меховым поддувалом и наковальней. Письмо интересно еще и тем, что оно раскрывает технологию ныне забытого литья колоколов.


    "Мой отец отливал колокольчики - поддужные и шейные, - пишет Евдокия Петровна. - В горн (примерно на пуд литья) он клал медные болванки, добавлял туда старые медные деньги и нагревал эту смесь до кипения. Сплав получался огнедышащий. До этого проводилась большая работа - землю под опок брали в поле или в овраге. Отец тщательно ее обрабатывал - просеивал, сушил. Все это, называемое формовкой, засыпалось в соответствующие отверстия нужной формы. Когда сплав был готов, отец звал мою маму. И вот тут начиналось священнодейство. Сплав они лили вдвоем - двусторонним ухватом. В доме стояло большое колесо, приводившее в движение токарный станок, на котором шлифовались готовые отлитые изделия. Вертеть колесо было трудно, поэтому все дети, а нас было пять дочерей, крутили его по очереди.


    Приходили еще мастеровые с пароходов, просили отлить части для машин - шестеренки, сухарики и т. д. Отец отлично их отливал. Сбывал свою продукцию отец ямщикам ближайших деревень, они обычно сами приходили заказывать колокольчики. Вывозились изделия в Казань, Тетюши, Симбирск. В летнюю пору ездили на ярмарку в Цивильск, там торговля была удачная. Так продолжалось до 1914 года, пока отец не заболел (сказались тяжелые условия труда в литейной мастерской) и бросил это дело. Отец умер в 1936 году".


    Из письма Евдокии Петровны стало ясно, что колокололитный промысел продолжал существовать в городе и в начале XX века. Я познакомился с подворным списком Чебоксар 1913 года. Действительно, П.Д.Засыпкин проживал в Кувшинском переулке, имел деревянный дом со строениями. Все домовладение оценивалось в 50 рублей.


    После опубликования материалов о Рязанском ущелье художник Иван Петрович Аверьянов принес в редакцию поддужный колокольчик, который более пятнадцати лет висел над входной дверью его квартиры и своим малиновым звоном извещал хозяев о приходе посетителей. Колокольчик имеет диаметр 14,2 см, высоту 9,5 см, вес 630 граммов. На его ободке выпуклыми буквами написано: "Лил сей ко. в Чебоксаре Лев Рязанов". Но кто он, не родня ли Андрею Васильевичу или просто однофамилец, когда и на какой улице проживал? Что сталось с самим Андреем Васильевичем Рязановым? В подворном списке 1913 года его фамилии нет, но на улице Винокуренной и набережной Винокуренной имелись два домовладения наследников Рязановых. Одно домовладение оценено в 10 рублей, другое - в 60 рублей. Но в списках ни имена, ни отчества наследников не приводятся.


    И все-таки удалось еще кое-что узнать о А. В. Рязанове. Однажды, перебирая посемейные списки жителей города Чебоксар, я вышел на справку Чебоксарского Введенского собора с метрической выпиской от 31 мая 1882 года, подписанную протоиереем Богородицким и дьяконом собора Романовским. Основанием для выдачи подобной справки послужил запрос городской управы от 25 мая 1882 года за № 545. Суть дела в том, что мещанин Андрей Васильевич Рязанов решил справить паспорт для своего сына Тимофея. Паспорт был выдан сроком на 6 месяцев с условием возврата 28 ноября 1883 года. Документ интересен, и я делаю выписки: возраст - 20 лет, рост - 2 аршина 5 вершков, волосы и брови русые, глаза желто-карие, нос - обыкновенный, лицо - чистое. Паспорт понадобился Тимофею для женитьбы на дочери крестьянина Кукаркиной слободы Дмитрия Андреевича Федорова (имя невесты не названо), вероисповедания православного. Повенчан он был в Кукорском Троицком соборе 15 апреля 1884 года.


    Поддужный колокольчик, что в наше время хранится в семье художника Аверьянова, ныне покойного, имеет возраст не менее 140 лет. Посудите сами: сыну Льва Рязанова в 1884 году было 53 года, а колокол лил его отец.


    Прослеживаются еще другие члены семьи Рязановых: Логин (имя), Захар и Степан Павловичи, Рязанов Павел Иванович. Рязановы были мещане, занимались колокололитным ремеслом. С потерей заказчиков и рынка сбыта своей продукции некоторые из них выехали на новое местожительство: Сергей Львович на Новгородчину, Тимофей Рязанов - на Вологодчину. Еще одна особенность: Рязановы, как и многие чебоксарцы, жили недолго, умирали рано, чаще в расцвете сил. Эта особенность имела распространение даже среди купеческого сословия.


    Публикация материала о Рязанском ущелье вызвала отклики читателей, которые заинтересовались колокольчиками и бубенцами. Об этом мне говорили при встрече знакомые, звонили по телефону:


    - Помнишь, как отыскивались в лесу коровы? По звону колокольцев хозяева угадывали, где пасется их буренушка.

    - Посредством колокольного звона лошади в ночном сигналили о себе.

    - Не забыл, как свадебные экипажи заливались колокольчиками и бубенцами?..


    Да, я помнил эти сельские картины из далекого и близкого прошлого...


    Дореволюционные Чебоксары располагали выгонными землями, на которых паслись стада, строились кирпичные "заводы", кузницы, амбары, кладовые, мельницы, мастерские. Новое жилищное строительство производилось также на выгонных землях, пустошах и огородных участках. Выгонными землями распоряжалась городская управа. Участки сдавались в аренду за плату и на определенный срок. В советский период эти земли перешли в распоряжение местных органов власти.


    В Чувашии первое коллективное хозяйство было организовано в 1918 году в пределах бывшего Ядринского уезда в составе 5 членов и 29 едоков. В 1919 году было уже 9 коммун и 2 сельхозартели. В 1920 году организуются еще 2 коммуны и 5 сельхозартелей. Даже в голодные 1921-1922 годы люди ищут выход из трудного положения. В 1921 году организуются одна коммуна с 16 членами и 12 сельхозартелей, объединявших 160 семей. Голод был побежден. 1922 год обещал хороший урожай. В 1922 году организуются 11 сельхозартелей, в 1923 - 2.


    Первая сельскохозяйственная коммуна "Утренняя звезда", организованная в 1919 году в составе 5 многодетных семей, находилась в пойме Сугутки и располагала землей площадью 25 десятин (одна десятина - 1,0925 га). Коммунары жили в бывших зданиях купцов Ефремовых. В их ведении находилась водяная мельница. Земледелие велось по трехпольной системе. Работы выполнялись вручную. Коммунары жили неблагоустроенно, мерзли в зимнее время. При наличии 40 кубических сажен заготовленных дров, но не вывезенных из-за Волги, на топку печей разобрали водяную мельницу. Областное земельное управление и Наркомат земледелия области помогли коммуне: выделили в распоряжение 14 породистых коров и бычков. Сельхозбанк дважды выделял ссуду по 15-20 тысяч рублей, в том числе и на восстановление мельницы. Однако дела не улучшились. Выбракованные коровы были распроданы, деньги впустую израсходованы. Вскоре продали и породистых коров и "размотали" банковскую ссуду.


    Коммунары возмущались, сигналили на "верх", однако их жалобы тонули в бюрократической волоките, а расхитители общественного добра прикрывались недобросовестными проверками. Наконец, коммунары своей властью разогнали не оправдавших доверия правленцев, избрали нового председателя, агронома Филиппова - и дела пошли на поправку. Коммуна смогла заготовить достаточно o корма, суточный надой коров с полутора литров поднялся в два-три раза. Приступили к восстановлению мельницы. Прежнее наименование заменили на другое - "Сугут". Под этим названием она действовала до 1930 года.


    Кроме названной коммуны в пойме Сугутки находилась монашеская община от женского монастыря. В ее землепользовании были две десятины. Монахини объединились для того, чтобы прокормить-ся. Те годы совпали со временем распада церквей и монастырей, когда служители культа, кто по принуждению, а кто по личному желанию, уходили в народ, переключались на "мирскую жизнь".


    В долине двух рек Сугутки и Трусихи действовали другие сельскохозяйственные организации: плодопитомник наркомзема, садово-огородный техникум (школа). Этот микрорайон получил название "Коммунальная слобода". Хозяйства были низкорентабельными, организация труда невысокой. Работали вручную, о тракторе только мечтали: он казался чудом техники.


    В газете "Канаш" 3 октября 1924 года напечатано объявление: "Настоящим доводится до всеобщего сведения, что 6 сего октября в 3 часа дня в Чебоксарах облземуправлением и облгоссельскладом будет проведено на участке земли садово-огородного хозяйства ОБЗУ (за монастырем) испытание американского трактора "Фордзон". Трактор покажет работу на пашне, молотьбе и перевозке тяжестей. Завоблгоссельскладом Малышев". Демонстрация работы трактора "Фордзон" превратилась в настоящее праздничное представление.


    Сразу после победы Октябрьской революции и в начальный период Чувашской автономии происходило массовое выделение земельных участков под общественные и индивидуальные огороды, создавались огородные артели "Практика" (за кладбищенской церковью), "Пролетариат", "Огородник" (Кувшинский выгон), "Новина" на бывшей свалке, "Парижская коммуна" (бывший огород Куколкиной), "Единство" (бывший Скрипинский сад) и т.д. Под общепользование выделялись участки размером от одной до трех десятин, например, за коммуной "Единство" было закреплено только 1,4 десятины.


    У горожан интерес к земле объяснялся не только тем, что многие из них являлись вчерашними крестьянами, но и тем, что жилось в городе нелегко, не хватало продовольствия. Рынки опустели, а то, что было, продавалось по неконтролируемым ценам. "Свои" огороды, "свои" грядки были добрым подспорьем. Влекомые "модой" времени, горожане объединялись в артели и коммуны. Но жизнь городских коммун была недолгой. Благодаря нэпу ожило село. Крестьяне начали вывозить на рынки свою товарную продукцию. Поэтому заниматься сельским хозяйством в городе не имело расчета...


    перейти к оглавлению >>>

    Реклама на сайте |  Контакты |  Оплата |  Условия использования |  Наши вакансии |  Ссылки на нас |  Служба поддержки |  Наверх 
    Яндекс.Метрика Система Orphus