CHEB.RU

Чебоксары: записки краеведа

Наши сайты
  • Главная страница [+PDA]
  • Автопортал
  • Карта Чебоксар
  • Список улиц и домов 11222
  • Недвижимость Чебоксары
  • Афиша, Киноафиша
  • Совместные покупки
  • Фото 161746, Барахолка
  • НА-СВЯЗИ.ru, Форумы
  • Реклама на сайте
  • Форумы
  • Последние темы (авто)
  • Барахолка, Бизнес, Реклама
  • Работа, Частные услуги
  • Культура, Семья и дом
  • Связь в Чувашии, Фото
  • Интернет, Компьютеры
  • Спорт, Районы Чувашии
  • Автофорум "За рулём"
  • Болтология, Развлечения
  • Знакомства, Встречи
  • О Чебоксарах
  • Воздушная фотография
  • История, День в истории
  • Все улицы, Работа
  • ЖЖ "Мои Чебоксары"
  • Фото старого города
  • Районы Чувашии
  • Справочник телефонов
  • Новочебоксарск, Кугеси
  • Форум "Частные услуги"
  • Курсы валют, Логотипы

  • Чебоксары > История > Записки краеведа

    У карты республики


    Особняки Ефремовых и другие


    ... Полукаменные дома во мне всегда вызывали чувство некоторого сожаления: город так и не получил ни одного украшаюего его здания. Значит, легким был кошелек хозяина. Незавершенным смотрелся двухэтажный дом с мезонином на пересечении улиц Плеханова и Ленинградской. В двадцатые и тридцатые годы горожанам это здание было известно, как "Деткомиссия". Она занималась детьми войны, детьми улиц, детьми голода и разрухи. вала приют сиротам и беспризорникам. "Деткомиссия" своих питомцев приобщала к труду, учила честности. У нее были мастерские, на из них, сапожная, - на берегу Кайбулки. Сапожная мастерская после ликвидации "Деткомиссии" становится сапоговаляльной фабрикой горисполкома. Перед самой войной здесь размещалась контора фабрики. Одно студенческое лето у меня прошло на названной фабрике: мы строили цех. Помню директора Иванова. Однажды мы вместе на тарантасе поехали за город. По тому времени это было далеко, на третьем километре Ишлейского шоссе. Для нас роща казалась полным открытием: здесь росли никем не тронутые грибы и лесная земляника. Не забыл главного инженера с редким именем Варсонофий. Серьезный и очень деловой молодой инженер не вернулся с войны. В здании бывшей "Деткомиссии" и фабрики после войны обосновался горпромкомбинат.


    История застройки Чебоксар - малоизученный вопрос. Частично затронул его в главе "Шупашкар - Чебоксары". Истоки строительства уходят в глубь веков. Очень мало сохранилось документов. Много неясного и забытого. Ничего неизвестно о чувашском Иупашкаре. Бесспорным остается только одно: как чувашский, так русский город был деревянным и одноэтажным. Застройка Чебоксар велась по родо-семейному формированию улиц. В этом легко убедиться, знакомясь с подворными списками XVIII и начала XIX веков. Отдельными кустами селились Китаевы, Бурцевы, Крашенниковы, Лисичкины, Истопленниковы, Русины, Лобачковы, Берковы...


    С развитием торговли и укреплением купеческой прослойки в эти семейные уголки начинается вторжение "чужих". Купцы скупают и застраивают подходящие пустоши у городской управы и участки оорившихся мещан. Так по всему городу расползаются семьи с фамилиями Астраханцевы, Бронниковы, Клюевы, Таврины, Иевлевы, Алатырцевы, Игумновы, Стахеевы, Дрябловы, Мятижевы и другие.


    Купечество вносит оживление в городское строительство. Сначала деревянные дома ставят на кирпичные фундаменты, затем по мере накопления капитала строят полукаменные, а у кого потолще кошелек - двухэтажные кирпичные дома с встроенными лавками и амбарами. Правда, большая часть кладовых и амбаров выносится за пределы домовладения: на рыночную площадь, на набережную Волги, поближе к пристаням. Эти хозяйственные постройки располагались хаотично, не согласуясь с планировочными требованиями. Многим купцам было безразлично: украшают ли город его лабаз или кладовая, лишь бы выгодно было ему.


    Из зданий каменного строительства раннего периода были популярны Дом Зелейщикова, Дом воеводы (городского магистрата, городской управы). К старинным зданиям относятся так называемая Соляная контора, Дом Соловцова, Дом купцов Бронниковых (Морской клуб ДОСААФ), Дом титулярного советника Черезова (перекресток улиц Ярославской и Плеханова). Однако домов в каменном исполнении можно было пересчитать по пальцам. Только во второй половине XIX века и в начале XX столетия каменное строительство приобретает широкий размах.


    В первую очередь, своей планировкой и архитектурой выделяются строения семейства Ефремовых. Родовой дом на улице Карла Маркса, 11, был построен в 1884 году двухэтажным с антресолями под крышей. От этого он намного выигрывает даже в наше время в объеме и архитектуре.


    Поблизости от отчего дома в 1910 году старший сын Ефремова Николай Прокопьевич построил двухэтажный дом в стиле "модерн". Дом состоял из двух разноэтажных объемов, поставленных под углом друг к другу. Угловая часть выполнена полукруглой верандой. С тех пор декор внутренний и наружный изменен. На крыше был солярий. Рядом с домом росли единственные в городе голубые ели, якобы завезенные из Канады. В 1920 году здесь размещался Ревком Чувашской Автономной области. В последнее время здесь был детский дом. С его уходом обосновался Дворец бракосочения.


    Третье выдающееся сооружение Ефремовых было построено в 1911 году младшим сыном Федором Прокопьевичем на улице Константина Иванова. Но об этом подробнее в главе "Междуречье - "Кольский полуостров".


    Город не был благоустроен. Бытовало немало насмешек, адресованных Чебоксарам. За этим, к сожалению, скрывалось действительно неприглядное положение. Если в сухую погоду было приятно пройтись по траве-мураве, то после сильного дождя со всех окрестных холмов грязевые потоки стекали на Базарную площадь.


    В такую непогоду и в осенне-весенний период люди с улицы на улицу перебирались по мосткам и бревенчатым переходам. Среди ребятишек была распространена песенка:


    Чебоксары - город в яме,

    Площадь выстлана камнями.

    Как по площади пройдешь,

    Так в галоши зачерпнешь.


    Однако и мостки уже были шагом вперед. Веками унавоженное грязевое месиво не засасывало людей и транспорт, как бывало раньше. Под ногами чувствовалась твердь. Пройдет немного лет - и Красная площадь с главной улицей Карла Маркса покроются асфальтом. В жаркие августовские дни 1938 года жители центральной части города задыхались от смрада. Черный дым валил из двух асфальтоварочных котлов. Асфальтирование затягивалось. Не было хороших мастеров, получался брак. "Лепешки" забракованного асфальта снимали лопатами и обратно кидали в котел для переварки. Несмотря на неудобства проживания в соседстве с такой "печкой", жители с радостью наблюдали, как метр за метром асфальтовое покрытие ложилось на твердое основание.


    перейти к оглавлению >>>

    Реклама на сайте |  Контакты |  Оплата |  Условия использования |  Наши вакансии |  Ссылки на нас |  Служба поддержки |  Наверх 
    Яндекс.Метрика Система Orphus