CHEB.RU

Чебоксары: записки краеведа

Наши сайты
  • Главная страница [+PDA]
  • Автопортал
  • Карта Чебоксар
  • Список улиц и домов 11119
  • Недвижимость Чебоксары
  • Афиша, Киноафиша
  • Совместные покупки
  • Фото 142874, Барахолка
  • НА-СВЯЗИ.ru, Форумы
  • Реклама на сайте
  • Форумы
  • Последние темы (авто)
  • Барахолка, Бизнес, Реклама
  • Работа, Частные услуги
  • Культура, Семья и дом
  • Связь в Чувашии, Фото
  • Интернет, Компьютеры
  • Спорт, Районы Чувашии
  • Автофорум "За рулём"
  • Болтология, Развлечения
  • Знакомства, Встречи
  • О Чебоксарах
  • Воздушная фотография
  • История, День в истории
  • Все улицы, Работа
  • ЖЖ "Мои Чебоксары"
  • Фото старого города
  • Районы Чувашии
  • Справочник телефонов
  • Новочебоксарск, Кугеси
  • Форум "Частные услуги"
  • Курсы валют, Логотипы
  • Реклама


    Чебоксары > История > Записки краеведа

    Первые новостройки


    Первый звуковой кинотеатр


    17 мая 1930 года газета "Канаш" порадовала читателей сообщением, что в Чебоксарах будет звуковой кинотеатр, зал которого рассчитан на 700 мест. В публикации говорилось, что здесь, кроме просторного вестибюля, будут фойе, комнаты для чтения и игр в шахматы и шашки, ленинский уголок. В аппаратной - четыре установки, по две для демонстрации звуковых и неозвученных фильмов.


    Весть была воспринята с великой радостью, ибо до этого в столичном городе с 1925 года действовал "летний" театр, он располагался в дощатом сарае, а круглогодовой - в рабочем клубе на улице Карла Маркса, в бывшем купеческом складе. В этих кинотеатрах демонстрировались "немые" фильмы, озвученных еще не было. Каждый сеанс проходил с музыкальным сопровождением - игрой на пианино или рояле. Бывало, играли на гармони.


    Идя навстречу желанию населения иметь доступный кинотеатр, студия "Чувашкино" 23 октября 1929 года предложила стройконторе при Центральном Совете народного хозяйства ЧАССР приступить к переоборудованию складского помещения, находившегося на берегу Волги (против Дома крестьянина), согласно разработанному проекту и смете. Такое решение было явно поспешным, ибо менее через месяц, 17 сентября "Чувашкино" пишет в стройконтору об отказе от своего решения, так как указанное здание было ветхим, с трещинами. Склад передается горкомхозу под слом.


    Далее началась длительная переписка.

    17 ноября "Чувашкино" просит стройконтору приспособить под кинотеатр здание бывшей центральной электростанции.

    19 ноября "Чувашстрой" предлагает создать комиссию по осмотру названного здания и сообщает, что в ее работе будут участвовать инженеры Егоров и Зильберсдорф.

    20 ноября "Чувашкино" и стройконтора подписывают соглашение на выполнение работ по приспособлению электростанции под кинотеатр, перечисляется аванс в 5 тысяч рублей. 24 ноября "Чувашстрой" направляет его в ЦСНХ ЧАССР.

    26 ноября комиссия обнаружила трещину в стене от карниза до цоколя со стороны улицы Розы Люксембург. В здании хранилась соль. От размещения кинозала отказались.

    9 декабря "Чувашстрой" сообщает "Чувашкино", что здание бывшей центральной электростанции передается другим организациям.

    20 декабря "Чувашкиио" подтверждает: да, бывшая электростанция передана под гараж. Одновременно делает заявку на проектирование нового здания кинотеатра со зрительным залом на 650-750 посадочных мест, в самом "Чувашстрое" имелось тогда только проектное бюро с небольшим штатом работников.

    Кинотеатр - объект серьезный. Это понимают те, кто хочет заказать проектирование в Нижнем Новгороде. С 2-го по 10-е января ведется переписка по данному вопросу. Наконец находится исполнитель - инженер-архитектор В.В. Медведев. Впоследствии он становится автором проекта Чебоксарского кинотеатра.

    7 марта 1930 года Совнарком ЧАССР рассматривает вопрос "О строительстве здания кинотеатра в Чебоксарах". Заказчиком становится "Совкино".

    17 марта заключен подрядный договор "Чувашстроя" с "Чувашкино".

    16 апреля оставался нерешенным вопрос, кто будет проектировать центральное отопление, вентиляцию, водо- и электроснабжение. Управляющий конторой "Чувашстроя" Соловьев согласен взять на себя эти работы.

    23 апреля на объединенном заседании рассмотрен проект Чебоксарского кинотеатра. Присутствовали: от Волжско-Камского отделения "Совкино" Гольбат, от "Чувашстроя" управляющий и главный инженер Зильберсдорф, инженер Егоров, управляющий "Чувашкино" Максимов-Кошкинский и эамуправляющего Еремеев, автор проекта Медведев. Проект был в целом одобрен, предложено внести некоторые изменения.

    30 апреля правительство ЧАССР выступило против слома здания бывшей электростанции. Решено: между двумя зданиями оставить двухметровый разрыв.

    5 мая - участок строительства не освобожден от частного дома.

    1 августа 1930 года решен вопрос об устройстве плоской кровли. Субподрядчик - Московская контора "Кровельстрой". Прорабом был назначен техник Вертоусов, помощником - молодой специалист Сергеев.


    Стройка началась в 1930 году. Однако ей сразу же не повезло: прошел сильный ливень - и потоки воды с улицы Чувашской хлынули в котлован, размыли грунт. Пришлось перекладывать фундаменты и подвальные стены. Так появились трещины, вызвавшие переполох в городе. Стройка испытывала нехватку кадров. Среди чувашского населения каменщиков найти было трудно, приходилось вербовать их со стороны, чаще на вятской стороне. Была слаба трудовая дисциплина, отмечались прогулы и самовольные увольнения с работы. По этому поводу даже состоялся товарищеский суд.


    На 1930 год открыли финансирование на сумму 200 тысяч рублей: 50 тысяч выделил ЦИК ЧАССР, 150 тысяч - "Совкино". Первоначально намеченный на конец 1930 года срок ввода пришлось перенести на конец 1931 года. Фактически ввод состоялся в 1933 году. Только в начале 1933 года приступили к отделочным работам. Бывший помощник прораба Николай Павлович Круглое в свое время вспоминал, как трудно было строить вручную, на объекте были растворомешалка и две бетономешалки, из механизмов имелся только кран-укосин грузоподъемностью менее полутонны, да некоторое время работал кран "Пионер" - он был единственный на участке и его "рвали с руками".


    Открытие кинотеатра состоялось 17 февраля 1933 года. При этом аншлагом извещалось, что "первым экраном демонстрируется художественный фильм "Златые горы". Желающих посмотреть его было так много, что билеты пришлось распространять через организации. Кинотеатр в те годы являлся единственным в городе зданием с самым вместительным зрительным залом. Поэтому здесь проходили съезды, конференции, собрания.


    В разукрашенном зрительном зале нового кинотеатра 5-7 декабря 1933 года состоялся первый съезд ударников дорожного строительства Чувашии. На сцене - президиум и иллюминированные макеты автомобилей производства тех лет. Форум чувашских автодорожников открыл председатель ЦИК ЧАССР А.Н. Никитин. С докладом на чувашском языке выступил ответственный (первый) секретарь обкома ВКП(б) С.П. Петров. Съезд приветствовали представители центральных организаций Москвы и Ленинграда, Украины и Белоруссии, городов Поволжья и Центральной России, Урала, Сибири и Средней Азии. На съезде выступил также Мате Залка - венгерский писатель-интернационалист, будущий герой испанских событий генерал Лукач. В память об этом на фасадной стене Дома молодежи ныне установлена мемориальная доска.


    Значение съезда было огромным. Он положил начало методу народного дорожного строительства. Все представленные на съезде делегации из 13 областей и республик России, Украины и Белоруссии подписали договор Всесоюзного социалистического соревнования по развитию дорожного строительства с массовым участием населения. Грузия подтвердила телеграммой, что включается в соревнование, а представители Таджикистана прибыли с опозданием 9 декабря из-за задержки в пути и тоже подписали договор. Несколько позднее к соревнующимся присоединился еще ряд республик и областей страны. Таким образом, началось социалистическое соревнование под девизом: "Всесоюзный поход на бездорожье!"


    Для освещения работы съезда и состояния дорожного строительства в Чувашии в Чебоксары прибыли две выездные бригады редколлегий газет "Правда" и "Известия".


    Здание кинотеатра было построено по законам конструктивизма, без каких-либо украшений, даже без карниза и тяг. Кинотеатр имел форму самолета. Крыльями служили боковые выступающие помещения, кабиной пилота - остекленный трехгранный эркер. В хвостовой части размещались санузел, курительная комната и лестничные клетки с выходом во двор и на улицу.


    В 1953 году в конце апреля начались работы по реконструкции кинотеатра "Родина" по проекту архитектора Ф.С. Сергеева. Убираются эркер и нависавшие над тротуаром по улице Розы Люксембург балконы. Вход с улицы Иванова переносится к центру продольной оси здания со стороны улицы Розы Люксембург. Со стороны Волги надстраивается второй этаж - фойе. Здание украшается архитектурными элементами: карнизом, пилястрами-колоннами и т. д. Центральный вход ведет в полуподвальный этаж, в вестибюль, куда переносятся кассы. Зритель, купив билет, из вестибюля мог пройти в буфет или подняться на первый этаж фойе. Здесь можно было познакомиться с экспонатами постоянно действующей фотовыставки или с картинами местных художников, почитать газеты и журналы, принять участие в блиц-турнире с любителями или квалифицированными мастерами шахматной и шашечной игры.


    Широкие лестничные марши вели в рекреационный зал - вестибюль второго этажа, отсюда можно было пройти на балкон или в концертный зал на 200 мест. Концерты устраивали местные музыканты или коллективы художественной самодеятельности. Само собой разумеется, бесплатно. Выступающим платой были аплодисменты слушателей, зрителей. Участники самодеятельности были и этому рады, ведь они опробовали свои способности, свои возможности. В рекреационном же зале на малом экране демонстрировались киножурналы или документальные фильмы. В концертном зале выступали с блиц-лекциями. К сожалению, все это теперь забыто.


    После реконструкции большие изменения произошли в зрительном зале. С целью улучшения акустики вдоль стен смонтировали дубовые панели, появилась бархатная драпировка, заменена мебель, установлена новейшая киноаппаратура. Вместимость зрительного зала доведена до 800 мест. Кинотеатр "Родина" первым в городе стал широкоформатным звуковым.


    Вторая крупная реконструкция была связана с приспособлением здания под Дом молодежи. Но это уже другая история.


    Географическое положение Чувашии благоприятствовало развитию железнодорожного, водного и автомобильного транспорта. 1930 год - 10-летний юбилей Чувашской автономии - был отмечен большими успехами во всех трех видах транспорта. В зиму 1930-1931 годов территория республики стала испытательным полигоном аэросанного транспорта. Москва, ЦАГИ отменили успех республики в развитии народного хозяйства. Руководство Чувашской АССР выразило благодарность за оказанную республике честь. Центральный аэрогидродинамический институт подарил чувашским транспортникам свои новинки. Через территорию республики был проложен маршрут экспериментального пробега аэросаней.


    Газета "Красная Чувашия" от 17 марта 1930 года сообщает: "За участие во Всесоюзном слете экипажей аэросаней, за большую политическую работу в ряде мест по пути следования, реализацию займа на 1000 рублей, организацию красных обозов с хлебом и др. Президиум ЦИК ЧАССР постановил командира пробега А.И. Кузнецова и вице-командира И.И. Иванова премировать деньгами 400 рублей каждого. За проделанную работу и умение управлять аэросанями водителей саней: Н.Ф. Короткова, В.В. Добронравова, А.И. Ильина - премировать костюмами".


    Аэросанный маршрут регулярно действовал от Чебоксар до Канаша и обратно. Это была первая регулярная линия в СССР.


    Навигация на Волге в 1930 году была отмечена открытием глиссерного сообщения между Нижним Новгородом и Чебоксарами с остановкой в Васильсурске и Ядрине. В экспериментальном глиссерном походе участвовали пять глиссеров и один моторный катер "Шторм". С окончанием эксперимента один глиссер был подарен Чувашской АССР.


    Глиссер был больше аэросаней, в рейс брал 4-6 пассажиров, развивая большую скорость. Линия эксплуатировалась под контролем ЦАГИ. В целях безопасности движения глиссеры ходили в светлое время дня - по Волге плавали одиночные бревна, шныряли лодки с людьми. Для стоянки глиссеров было построено сооружение на сваях, так называемая "Ангара". Объект считался ударным, введен в эксплуатацию срочно, в день юбилея автономии 24 июня 1930 года.


    Перед ЦАГИ и нижегородцами Чувашия не осталась в долгу, помогла рабочей силой Нижегородскому автогиганту, было выделено 14 тысяч строителей-сезонников. Впоследствии многие из них остались жить в Нижнем Новгороде, стали кадровыми рабочими. В 1930 году Чувашия избавилась от безработицы - так сообщали газеты.


    Десятилетний юбилей автономии для Чебоксар был памятен пуском в эксплуатацию первой поликлиники, ряда жилых домов и объектов соцкультбыта. В саду имени Крупской был открыт памятник В.И. Ленину. С правой стороны устья Чебоксарки 24 июня был заложен фундамент катеростроительного завода имени 10-летия Чувашской автономии. Сметная стоимость завода 3,5 млн. рублей. При закладке фундамента состоялся митинг. Выступали представители Красного Китая (район), Англии, Америки. Каждый из них в основание завода положил по кирпичу. С участием гостей-иностранцев был подписан акт закладки завода катеростроения. К сожалению, благие намерения остались только на бумаге. Также на бумаге остались попытки построить резинотехнический комбинат на оснойе переработки кок-сагыза для автомобильных шин. Не были построены и некоторые другие заводы. Это объяснимо: жизнь вносит свои коррективы. Нужное сегодня становится ненужным завтра.


    Наибольший расцвет новое строительство получает в послевоенное время, особенно в годы действия Чувашского и укрупненного Волго-Вятского совнархозов. Строятся многопрофильные отраслевые промышленные предприятия, объекты социально-культурно-бытового назначения.


    Жилищное и коммунальное строительство получает свое новое расширение. Растет уровень механовооруженности строительных организаций, механизируется труд человека.


    Благоустраиваются населенные пункты, строятся автомобильные дороги, увеличивается парк машин.


    И все же осуществленные объемы работ были далеко недостаточны. Из-за неудовлетворительного качества ряд видов строительства был недолговечен, что приводило к росту ремонтных работ, к отвлечению капитальных вложений на переделки и устранение брака.


    перейти к оглавлению >>>

    Реклама на сайте |  Контакты |  Условия использования |  Наши вакансии |  Ссылки на нас |  Служба поддержки |  Наверх 
    Система Orphus
    Сайт размещен на площадке компании "ВымпелКом (Билайн)"