CHEB.RU

Чебоксары: записки краеведа

Наши сайты
  • Главная страница [+PDA]
  • Автопортал
  • Карта Чебоксар
  • Список улиц и домов 9619
  • Недвижимость Чебоксары
  • Афиша, Киноафиша
  • Совместные покупки
  • Фото 185129, Барахолка
  • НА-СВЯЗИ.ru, Форумы
  • Реклама на сайте
  • Форумы
  • Последние темы (авто)
  • Работа в Чебоксарах
  • Барахолка, Бизнес, Связь
  • Недвижимость, Фото
  • Культура, Семья и дом
  • Интернет, Компьютеры
  • Спорт, Районы Чувашии
  • Автофорум "За рулём"
  • Болтология, Развлечения
  • Знакомства, Встречи
  • О Чебоксарах
  • Воздушная фотография
  • История, День в истории
  • Все улицы, Работа
  • ЖЖ "Мои Чебоксары"
  • Фото старого города
  • Районы Чувашии
  • Справочник телефонов
  • Новочебоксарск, Кугеси
  • Форум "Частные услуги"
  • Курсы валют, Логотипы

  • Чебоксары > История > Записки краеведа

    Площади, которых не стало


    Базарная и хлебная площади


    Cамым бойким местом был равнинный пятачок в развилке рек Чебоксарки и Кайбулки. Место было окружено холмами и примыкавшими к ним улицами и переулками. Во время ливневых дождей и подъема паводковых вод потоки грязевой жижи переполняли Чебоксарку и Кайбулку и заливали эту площадьv Несмотря на это, чебоксарцев вполне устраивало местонахождение рынка. Отсюда было рукой подать до любого конца города. Выйдешь из дома - и за какие-нибудь считанные минуты ты уже на базаре, в людской гуще, в торговых рядах.


    Не зря в старину базары располагались в центре городов. Они выполняли не только торговые функции. На их территории или поблизости от них размещались служебные, присутственные здания и очаги культуры того времени. Так было и в Чебоксарах. На Базарной площади стояли три церкви - Покровская, Успенская и Рождественская - зимняя и летняя, дворянское собрание, городское управление, земство, судебные учреждения...


    На планах города 1829 и 1873 годов место, занятое рынком, называлось Городской площадью. Название Базарной, видимо, закрепилось в конце XIX века. В переписи улиц и строений 1884 года площадь под таким названием не значится. Зато есть Хлебная и Покровская площади, Мясной и Обжорный ряды.


    Сохранилась копия плана города, где заделана подпись казанского губернатора от 22 февраля 1873 г. с грифом "Утверждаю". На городской площади намечалось строительство кирпичных зданий гостиницы и гостиного двора. Последний должен был заменить существующие временные деревянные лавки и лабазы. Однако желаемое осталось только на бумаге. Бревенчатые и дощатые помещения продолжали существовать. Зловонный дух. распространяла небольшая бойня, находившаяся .восточнее Покровской площади поблизости от жилых домов. В течение двенадцати лет (1878-1890) продолжалась переписка о выносе бойни с Базарной площади на новое место. Но вопрос был решен только в советское время.


    На пороге XX века чебоксарский базар расширился: на просторной Базарной площади открывались, новые торговые заведения; купцы и торговцы с новым строительством вышли за пределы рынка, свои торговые точки открывали в жилых массивах и непосредственно при своих домовладениях.


    В 1909 году были открыты 174 торговые точки, в их числе 70 - при смешанной торговле. На втором месте - продовольственные, закусочные и "забегаловки". В том же году'появляются 12 хлебных лавок, 9 пивных, две водочные, ресторан и трактир. Расширяется торговля мануфактурой и колониальными товарами. В начале XX века образовался торговый ряд с каменными двухэтажными магазинами. Строятся добротные, с претензией на архитектурно обогащенные, сооружения. Самые бойкие места на магистральной улице города занимают Дрябловы, Игумновы, Виэгины, Иевлевы, Геронтьевы...


    В Чебоксарах базары бывали два раза в неделю - по понедельникам и пятницам. В торговое дело вовлечены тридцать купцов второй гильдии и 180 мелких торговцев. К последним относились и кустари. Они работали в одиночку или объединялись в группы. Таких групп в городе насчитывалось 111, а работающих в них - 228 мастеров, 65 учеников и 37 вольнонаемных. В 1910 году в составе ремесленных заведений числилось 15 булочных, 5 портняжных, 4 сапожных, столько же столярных, 5 плотничных н малярных. Были печники, шубники и бондари. Кустари и крестьянские умельцы производили мебель, предметы быта и домашнюю утварь. Славились Плетеная мебель, корзины, долбленые туеса, бочки и кадки, расписные сундуки. На последние был большой спрос в чувашских деревнях. Вместо долбленого Qyn^e сундуки были местом хранения девичьих приданых. Жители деревень приносили для продажи предме-(ТЫ, плетенные из лыка и мочала. На базаре торговали обозными (изделиями: колесами, тарантасами, плетенными из лозы и прутьев [черемухи, корзинами для бричек, дугами. Шорники выносили про-; шитые в три ряда из крученых ремешков шлеи, уздечки. ; Все же в Чебоксарах преобладающей торговлей была хлебная. Около Покровской церкви на базаре отводится специальное место для торговли зерном и мукой. В народе оно называлось Хлебной площадью. Здесь строятся амбары и кладовые. Купцы и некоторые мещане закупают у крестьян хлеб и складывают его в амбары в ожидании неурожайного года, когда зерно вздорожает и принесет большой барыш. Таков уж закон рынка. Кому слезно, кому весело.


    От урожая зерновых зависела торговля всеми другими товарами. В урожайный год крестьянин повезет на рынок зерно, крупу и муку, заколет домашнюю скотину, продаст мясо, молоко, масло. На вырученные деньги приобретет городские товары, приоденет жену и детей. He забудет и себя. Сменит вековую войлочную шляпу на меховую шапку, купит сапоги, которые будет носить по годовым праздникам. Другой мужик расщедрится и приобретет швейную машину, самовар, столовую посуду: фарфоровый чайник, тарелки с ободком, металлические ложки. Все это сложит в ящик до прихода дорогих гостей, а сам будет пользоваться гончарной посудой, долбленой деревянной плошкой, некрашеной ложкой. Эх, были бы деньги! За товаром дело не станет: купцы зазывают покупателей, предлагают товары российские и заморские!


    Несмотря на видимое благополучие, торговля свидетельствовала о происходящем упадке вследствие застоя в развитии промыслов в городе и уезде. Сокращалось число сторонних купцов, покупателями оставалось только местное население, даже хлеб терял оптовика. В Чебоксарах зерном на вывоз торговали три купца. Потеснили хлебную торговлю большие города, железная дорога стала поперек сезонному речному транспорту. Несмотря на кажущийся подъем [ жизненный уровень крестьян падал. Об этом пишется в годовом экономическом обзоре городской управы. Снижение товарооборота сказывается на бюджете города. Например, остаток бюджетных средств от 1909 года составил только 595 руб: 62 коп. Приход за 1910 год - 31292 руб. 13 копеек. Расход - 31789 руб. 28 копеек. Остаток на 1911 год всего 88 рублей 47 копеек!


    Но рынок есть рынок. Кто-то привез на продажу, кто-то купил. Кто-то с базара вернулся ни с чем. О различных происшествиях вспоминали на посиделках, на сходках. Базары играли не только экономическую роль. Они сближали людей, здесь происходил процесс общения различных социальных групп, высвечивались межнациональные отношения. На Чебоксарский базар съезжались русские, чуваши, марийцы, татары. Стоял разноязыкий говор. Преобладающим был русский. С его помощью объяснялись все. Но и русские не пренебрегали другими языками. Большая часть мужчин-русских из города и окрестных деревень владела чувашским. В двадцатом веке в Чебоксарах растет чувашская прослойка. Выходцы из деревень становятся горожанами, владельцами домов и прочих строений. Некоторые встают за прилавки собственных торговых заведений. Торговцы начинают задавать тон. Неудивительно: во главе городского купечества стоит сам Ехрем хуса, купец первой гильдии, не только старший, а и весь род Ефремовых!


    Почти столетие спустя советский журналист А. Н. Студенецкий написал роман-хронику о делах конца XIX века, о становлении чувашского купечества и родословной Ефремовых. Главы из романа начали печататься на страницах "Советской Чувашии". Некоторые критики обвинили автора в восхвалении купечества, а газету - в недостаточной классовой бдительности, при этом "критики" забывали, что купечество являлось исторически необходимой ступенью развития человечества. Не принимали во внимание, что Ефремовы в известной степени были национальной гордостью чувашей. Многим импонировало, как простой "лапотник выбился в сапожный ряд". Будь у нас полсотни ефремовых, чуваши, как нация, могли бы оформиться еще при капитализме, не стеснялись бы своего происхождения,- говорили некоторые. В Алфавите о купцах 1884 года числится одна татарская семья - Аббаев Абдул Нассер. В списках 1915 года появился торговый дом братьев Сайфутдиновых.


    Но особого расцвета рынок достиг в годы нэпа. Предприимчивые дельцы действовали оперативно и товары завозили издалека. На открытых дощатых прилавках, под тентами, в ларьках и лавчонках лежали промышленные и продовольственные товары. Было что выбирать модницам, гурманам. С возов продавали привозные фрукты. Местные садоводы весами не пользовались: продавали ведрами, корзинами. Не было недостатка в рыбе и ее продуктах: красно-рыбица, белорыбица, красная и черная икра. Местные рыбаки предлагали сазанов, лещей, стерлядь. Воблу привозили в фурманах. Нераспроданную развозили по деревням. В противовес нэпманам и мелким торговцам начинали действовать кооперативы. Крепла государственная торговля. Имей только деньги. А денег-то как раз и не хватало, ведь еще сильна была безработица, оставшаяся от прошлого.


    Базарная площадь, переименованная в Красную, как и в былые годы, оставалась неблагоустроенной, утопала в грязи и пыли. С тех пор, как Чебоксары стали столицей Чувашии, неоднократно ставился вопрос о переносе торговых рядов в другое место. Так в 1930 году возник Зеленый базар, просуществовавший вплоть до 1980 года. Этот "новый" базар от старого отличался большей благоустроенностью: площадь мощена камнем, местами покрыта асфальтом, были oдостроены два крытых павильона, ряд ларьков и лавок. Зеленый Щбезар был за Чебоксаркон у подножия Западного косогора. Западной ^границей рынка была улица Свердлова, северной - Чебоксарка, |к>жной - улица Ленина (Нижегородская). Торговля скотом, птицей, ;мхом, соломой, сеном происходила на улице Заводской. Здесь всегда лежал слой навоза.


    Снова чебоксарцы начали роптать, что базар засоряет центр [города, и снова были неоднократные попытки вынести его на окраину Ггорода. Он переносился на место будущего строительства Дома Советов, на Грязевскую стрелку - и каждый раз неудачно: население не посещало новые места.


    Наконец, новый рынок, как Центральный, закрепился на стыке улиц Гагарина и Усадской. В конце семидесятых и в восьмидесятые годы были построены крытый павильон с подсобными помещениями. Осталось построить гостиницу для иногородних приезжих. Проект заимствован как повторение Краснодарского рынка. Как всегда бывает, ворчуны вначале недовольны широким размахом. Жизнь подтвердила их недальновидность. Рынок стал тесным. Пришлось достроить новый павильон и ряд ларьков и киосков. В то же время в северо-западном и новоюжном районах организованы два рынка. Кроме повседневного базара в Чебоксарах функционировала ежегодная ярмарка. Ярмарка - от немецкого Jahrmarkt, что буквально означает "годовой рынок". Местом проведения ярмарок сначала были крупные города, где имелись надежные кладовые (склады) для длительного хранения товаров от воров .и разбойников. В более поздние времена ярмарки появляются в сельской местности. Обычно они приурочивались к церковным (престольным) праздникам. В Европе ярмарки зародились в раннее средневековье, в России наибольшее распространение получили в XVI веке. Наиболее древней ярмаркой считалась Арская (близ Казани), известная еще с середины XIII века. В связи с грабежами русских купцов татарами князь Василий III запретил поездки на эту ярмарку и основал в Васи'ль-сурске (1524 г.) новую ярмарку, которая позднее была переведена близ к Макарьевскому монастырю, а оттуда в 1817 году - в Нижний Новгород.


    В Чебоксарах ярмарки скорее всего начали действовать 'тогда, когда в Чувашском крае установились стабильные связи с местным населением и город стал принимать гостей из окрестных регионов с товарами, предназначенными для обмена и продажи. Вероятнее всего, этот процесс проходил в XVII-XVIII веках. Чебоксары тогда являлись крупным торговым опорным пунктом восточной части Московского государства.


    В инвентаризационной описи городских строений и домовладений Чебоксар 1884 года значится Базарная и Ярмарочная площади. Оценочная стоимость комплекса объектов застройки названных площадей такова: Базарная стоила 1000 рублей, Ярмарочная - 300.


    На плане 1908 года Ярмарочная площадь находилась на месте нынешней площади Ленина. Логично предположить, что на Ярмарочной площади капитальные сооружения' не возводились, так как торжища проводились один раз в РОД.


    Чебоксарская ярмарка имела местное значение, сумма реализованного товара здесь в лучшем случае выражалась в несколько десятков тысяч, в отличие от Нижегородской с оборотом в несколько миллионов рублей. В 1910 году в период с 13 по 20 июня проходила очередная ярмарка-Знаменская. Сюда было завезено учитываемых товаров на 71175 рублей, а реализовано всего на 11170 рублей- 14 процентов. Это говорит об ограниченных возможностях местного рынка, о' бедности большинства горожан и окрестного сельского населения.


    Что было привезено и продано на этой ярмарке? Мануфактура занимала первое место среди других товаров. Стоимость выставленных на продажу товаров составляла 53700 рублей. Но местное население, чуваши и соседние черемисы (марийцы), носили холщовое белье, домотканые армяки и чапаны. По этой причине мануфактура не нашла здесь спроса. За семь дней было реализовано товара всего на 5200 рублей. В конкуренции с мануфактурой находились старое поношенное белье и одежда. Сбыт составил 300 рублей, т. е. 85 процентов от привезенного товара. Беднейшая часть населения, очевидно, надеялась тряпье и поношенную одежду использовать на пошив и перелицовку. Возможно, старьевщики закупали такой товар для перепродажи бумагоделательным фабрикам. На Чебоксарской ярмарке нижегородские мастера ножескобяных изделий и шорного дела (изготовление конской упряжи), местные купцы и умельцы распродали более половины своего товара - на 700 рублей. Не в обиде были казанские мыловары. Их продукция тоже пользовалась спросом: реализовано товара на 700 рублей.


    Любопытно сопоставить ярмарку 1910 года с ярмаркой 1915 года. Первая империалистическая война отрицательно сказалась на товарообороте. Привоз товаров сократился вдвое, реализация составила 10405 рублей. Заметные изменения произошли в ассортименте распроданных товаров. Например, мануфактуры продано на 4580 рублей, обуви - на 820, бакалейных - 700. Мыло продано в четыре раза меньше, только на 240 рублей. Не было спроса на игрушки (было не до них), их продано всего на 95 рублей.


    Место проведения ярмарок менялось. В конце двадцатых годов они проводились на косогоре за будущим Домом Советов, на Красной площади, на Грязевской стрелке (близ деревни Будайка), об этом говорят сохранившиеся до наших дней названия: Ярмарочная площадь, Базарная улица.


    В основном ярмарки проходили в весенне-летнее время, в лучшую пору года. К ним готовились как к празднику. Старались обновить небогатый гардероб, ведь ярмарки служили местом встреч. Пожилые съезжались, чтобы вспомнить прошлое, узнать о своих знакомых. Молодежь сходилась, чтобы приобрести что-то новое из одежды, познакомиться друг с другом, высмотреть себе невесту. Существовал (даже термин "ярмарка невест". Какая девушка не мечтала встретить здесь своего суженого или познакомиться с парнем, который предло-! жил бы ей покататься на карусели. Самый бедный или скупой в этот день расщедривался на угощение своей девушки пряниками, карамелью или леденцами.


    Сельское население безо всякого объявления знало, где и когда будет следующая ярмарка. Сроки были традиционные - по престольным праздникам. Девушки заглядывали в свои заветные с.упс.е (короба), сундуки, доставали спрятанные от моли шерстяные платки, шали и цветные пояса. Проверяли, не потускнели ли монисты, тухъи, шульгеме и другие украшения из серебряных монет, доставшиеся им от бабушек и прабабушек. Так было в недалеком прошлом, ныне забытом.


    Ни одна ярмарка не обходилась без каруселей. Устроители заранее оповещали народ, сколько будет каруселей и качелей. Парни-гармонисты важно прохаживали со своими заливистыми гармошками.. .Шумели, гуляли, пели, плясали, водили хороводы.


    В годы гражданской войны ярмарок не было. Они возобновились в годы нэпа, а в начале тридцатых были упразднены. Вновь стали проводиться в послевоенные годы, главным образом в сельской местности. В последнее время происходит трансформация ярмарок. Все больше берет верх оптовая торговля. Проводятся отраслевые, межрайонные, межобластные ярмарки, на которых заключаются торговые сделки, составляются соглашения и договора на реализацию товаров. Очевидно, эта форма в соответствии с перестройкой народного хозяйства получит наибольшее распространение.


    перейти к оглавлению >>>

    Реклама на сайте |  Контакты |  Оплата |  Условия использования |  Наши вакансии |  Ссылки на нас |  Служба поддержки |  Наверх 
    Яндекс.Метрика Система Orphus