CHEB.RU

Чебоксары: записки краеведа

Наши сайты
  • Главная страница [+PDA]
  • Автопортал
  • Карта Чебоксар
  • Список улиц и домов 11232
  • Недвижимость Чебоксары
  • Афиша, Киноафиша
  • Совместные покупки
  • Фото 165198, Барахолка
  • НА-СВЯЗИ.ru, Форумы
  • Реклама на сайте
  • Форумы
  • Последние темы (авто)
  • Барахолка, Бизнес, Реклама
  • Работа, Частные услуги
  • Культура, Семья и дом
  • Связь в Чувашии, Фото
  • Интернет, Компьютеры
  • Спорт, Районы Чувашии
  • Автофорум "За рулём"
  • Болтология, Развлечения
  • Знакомства, Встречи
  • О Чебоксарах
  • Воздушная фотография
  • История, День в истории
  • Все улицы, Работа
  • ЖЖ "Мои Чебоксары"
  • Фото старого города
  • Районы Чувашии
  • Справочник телефонов
  • Новочебоксарск, Кугеси
  • Форум "Частные услуги"
  • Курсы валют, Логотипы

  • Чебоксары > История > Записки краеведа

    Площади, которых не стало


    Первые городские парки


    В начале XX века Чебоксары смотрелись зеленым городом. Таковыми они оставались и в позднее время. По берегам речек и на дне оврагов росли ветлы. Эти быстрорастущие деревья с мощной корневой системой высаживали как берегоукрепительные.


    Чебоксарцы любили фруктовые сады, служившие подспорьем в хозяйствах многодетных семей. Чебоксары находились на последней черте северной границы российского садоводства. За Волгой стояли хвойные леса, начиналась тайга от Волги до тундры.


    Сады высаживали на склонах оврагов, поблизости от ручьев и речек. На сравнительно больших площадях раскинулись сады Астраханцевых (Дом Советов), Корытниковых (косогор ул. Урицкого). Славился сад купца Кушева, священника Дроздова. Однако город не имел общественного сада, где можно было бы прогуливаться семьями, послушать музыку. Правда, был такой сад на гребне Слюзо-вой горы, принадлежал он купцам Дрябловым. По субботним вечерам здесь играл духовой оркестр.


    Первые благоустроительные работы в Чебоксарах носили неотложный, авральный характер и были связаны с необходимостью укрепления берегов, ремонтом мостов и переходов. Такие работы выполнялись на набережной Волги и Красной площади. Строились мосты и переходы через Чебоксарку и Кайбулку, спуски в оврагах, подходы к общественным колодцам, к пристани и переправе. До образования автономной области эти работы ведет уездный коммунальный отдел, позднее совнархоз, в составе которого были дорожностроительный отдел, отдел городского строительства, функционировал строительно-архитектурный подотдел. При Чебоксарском горсовете действовали коммунтрест (1922-1932) и коммунотдел. Имелись благоустроительные и дорожные отделы. Штаты были малокомпетентными, материально-техническая база для разворачивания работ отсутствовала.


    При кажущейся озелененности городские улицы не имели культурных посадок и до 1930 года не благоустраивались. Озеленению мешали козы. Чтобы спасти деревья от этих животных, первые посадки на улицах Карла Маркса, Ленинградской, Ярославской, Союзной, Розы Люксембург, Чувашской и других закреплялись поштучно за жителями. Деревья огораживались решетками или к их стволам подвязывали лубки, дощечки, рейки.


    В создание зеленого наряда столицы большой вклад внесли коллективы цветочного хозяйства горисполкома и садово-огородной школы. В 1926-1927 годах на Красной площади появились первые зеленые островки цветочных клумб. С них началась организация первых садов, а затем парков - Детского и имени Н. К. Крупской.


    Детский Парк был заложен в 1927 году. Первоначально он назывался: имени 10-летия Октября. Перед войной здесь .работал фонтан, действовали детские игровые павильоны.


    В том же году закладывается другой парк - имени Н. К. Крупской. Здесь был установлен первый в Чебоксарах памятник В.И. Ленину. Вопрос о его сооружении обсуждался неоднократно. В 1925-1926 годах в плане работ Чебоксарского горисполкома предусматривалась разработка проекта. Стоимость этой работы оценивается в 3327 рублей. Автором проекта был московский скульптор Лавров. Художественное оформление сделал Моисей Спиридонович Спиридонов (Чебоксары). В 1960 году из зоны затопления памятник был вывезен в Чапаевский поселок и установлен на территории завода. В этом же парке на небольшом постаменте стоял бюст Н.К. Крупской. Некоторые считали, что бюст был еще в довоенное время. Однако документально это не подтвердилось. По данным Министерства культуры Чувашской АССР, бюст был установлен после войны около входных ворот в створе улицы Карла Маркса со стороны Главсуда. В 1979 году бюст перенесли из зоны затопления к клубу "Электрик". На бюсте можно прочесть дату изготовления - 1960 год, фамилии авторов - Г. Кирпичникова и Н. Дыдыкин.


    Интересно вспомнить, как проходила закладка памятника Ленину. В десятую годовщину Октябрьской революции, в 1927 году, проходил юбилейный митинг у Красных ворот. По пять знаменосцев от каждой колонны демонстрантов (всего было четыре) направляются в сад к месту закладки памятника. Проходит митинг. Его открывает Самарин. Первые пять кирпичей в фундамент закладывает П.В. Литвинов, рабочий, член партии с 1905 года. В Чебоксарах он считался выдвиженцем, работал в ОКК РКП(6), председателем РКИ.


    Памятник был закончен в 1930 году. Его открытие состоялось 7 ноября в саду им. Н. К. Крупской. Снимается красное покрывало, произносятся речи. Закрывается митинг, и демонстранты направляются к братской могиле.


    Эти два парка были излюбленным местом отдыха горожан. Они располагали помещениями для культурно-массовых мероприятий и аттракционами.


    На летней "страде с раковиной в парке им. Н. К. Крупской проходили концерты первой и второй Всечувашских олимпиад искусств. Проведение олимпиад способствовало развитию музыкальной культуры Чувашии. Если в 1916 году в Чебоксарах был единственный хор с непостоянным составом, руководимый Ф. П. Павловым, а в его репертуаре числилось около 40 чувашских народных песен, то ко второй олимпиаде уже действовали десятки самостоятельных коллективов с разнообразным репертуаром. Если на празднование 10-летия Чувашской автономии прибывали оркестры из Нижнего Новгорода и Москвы, то в 1935 году чувашское музыкальное искусство пополнилось своим струнным и духовым оркестрами.


    Красная площадь была не только местом проведения митингов и демонстраций. Ее не миновало ни одно спортивное состязание. Географическое положение республики благоприятствовало развитию автомобильного и водного транспортов. Через Красную площадь прошли колонны автопробега Москва - Каракум - Москва, первые союзные глиссерные и аэросанные маршруты. Долгое время площадь не застраивалась: ждали подъема уровня воды в Волге. В настоящее время так называемая Красная площадь практически является Театральной набережной. Она как бы компенсирует отсутствие площадей в Чебоксарах. Ведь в городе кроме площади Ленина другой нет.


    Это можно считать недостатком в работе проектантов "Ленгипрогора". Они могли бы найти вполне оправданные градостроительством места - перекрестки улиц, узлы транспортных развязок и т. д. Площади пригодились бы для установки памятников, под организацию скверов, уголков отдыха для пешеходов и т. п. Из-за упущений в проектах Чебоксарам приходилось искать и находить, не всегда подходящие, места для установки памятников К. В. Иванову, Михаилу Сеспелю, Юрию Гагарину и др.


    перейти к оглавлению >>>

    Реклама на сайте |  Контакты |  Оплата |  Условия использования |  Наши вакансии |  Ссылки на нас |  Служба поддержки |  Наверх 
    Яндекс.Метрика Система Orphus