CHEB.RU

Чебоксары: записки краеведа

Наши сайты
  • Главная страница [+PDA]
  • Автопортал
  • Карта Чебоксар
  • Список улиц и домов 11314
  • Недвижимость Чебоксары
  • Афиша, Киноафиша
  • Совместные покупки
  • Фото 177849, Барахолка
  • НА-СВЯЗИ.ru, Форумы
  • Реклама на сайте
  • Форумы
  • Последние темы (авто)
  • Барахолка, Бизнес, Реклама
  • Работа, Частные услуги
  • Культура, Семья и дом
  • Связь в Чувашии, Фото
  • Интернет, Компьютеры
  • Спорт, Районы Чувашии
  • Автофорум "За рулём"
  • Болтология, Развлечения
  • Знакомства, Встречи
  • Цемент Снаб

    О Чебоксарах
  • Воздушная фотография
  • История, День в истории
  • Все улицы, Работа
  • ЖЖ "Мои Чебоксары"
  • Фото старого города
  • Районы Чувашии
  • Справочник телефонов
  • Новочебоксарск, Кугеси
  • Форум "Частные услуги"
  • Курсы валют, Логотипы

  • Приглашение в город


    "СУОР" - заявка на будущее


    Долгое время в Чувашии древесина считалась основным строительным материалом. Дерево шло на все виды строительства. Кирпич использовали для кладки печей. Камень не клали даже в углах здания. Не мудрено, что на территории современной Чувашии не сохранилось ни одного старинного здания. В условиях преобладания древесины, когда все постройки были деревянными, чуть ли не каждый крестьянин был плотником, а вот мастеров каменных дел - каменотесов, гранитчиков, резчиков по камню, шлифовальщиков - не было. В недалеком прошлом даже малообъемные и несложные работы, связанные с применением гранита и мрамора, выполнялись заезжими мастерами.

    Но вот произошел "переворот": Чувашия из потребителя превратилась ныне в "экспортера" камня. Во многих областях, республиках и крупных городах страны трудятся чувашские мастера каменных дел. Из Чебоксар вывозятся камень, изделия из мрамора и гранита. Случилось чудо? Может, в недрах Чувашии появились мрамор, гранит и просто камень? Нет! Недра республики богаты только глиной и речным песком. А камень завозится с Алтая, Урала, Закавказья, Кавказа, Крыма, Карелии, Украины, Молдовы как сырье и обрабатывается в изделия.

    Зачинателем нового для Чувашии дела стало СУОР - специализированное управление отделочных работ Чувашского территориального управления строительства. Во главе этой организации стоят начальник В.Н. Васильев и главный инженер Н.А. Андрбаев. Инженер-строитель Владимир Николаевич Васильев в СУОРе работает с 1980 года. Нуриян Аюпович Андрбаев - родом из Стерлитамакского района Башкирии. В Чебоксарах работает с 1956 года. Без отрыва от производства окончил Всесоюзный заочный политехнический институт, факультет промышленно-гражданского строительства. Он - один из первых организаторов СУОР. В год организации, 1978-м и последующие годы, СУОР работало на объектах Чебоксар, выполняло облицовку колонн, панелей и стен, устраивало полы и парадные входы зданий. Нарастили производственную мощность, создали базу подсобных предприятий - и шагнули далеко вперед: рискнули выйти за пределы Чувашии. Первый трудовой "десант" высадился в Абхазии (Сухуми). Выполнили отделку пансионата "Строитель" в городе Кобулетти (Аджария). Отделочники во главе с прорабом Алексеем Захаровым заслужили благодарность грузинских товарищей.

    Второй крупный десант действовал в городе Череповце на строительстве Дворца культуры "Металлург". Об успехе отделочников свидетельствует репортаж, напечатанный в городской газете "Коммунист" (№ 43, 1 марта 1988 года). Приводим часть корреспонденции: "...Когда посмотришь на рабочих из Чебоксар, как-то сразу понимаешь, что это специалисты высшего класса. Опрятно одетые в аккуратные спецовки. На каждом эмблема управления. Они вдумчиво, сосредоточенно занимаются своим делом. За месяц смонтировали 1300 квадратных метров подвесных потолков. Культура труда и инициативность - вот что отличает чувашских мастеров. Все рабочие универсальны: могут и монтировать потолки, и плиту изготовить, выполнять все операции по программе СУОР".

    Смелость и уверенность приходят с опытом работы.

    Решающим экзаменом на высший класс специализированного управления явилось строительство Чувашского республиканского музыкального театра в Чебоксарах, выполненное по проекту архитекторов Рубена Аветисовича Бегунца и Владимира Алексеевича Тенета. В строительстве театра коллектив СУОР применил всю гамму цветов отделочных материалов, вложил все свое мастерство.

    За проектирование и строительство музыкального театра управлению присуждена Государственная премия РСФСР. В числе лауреатов: начальник генподрядного СУ-24 Друганкин, главный инженер СУОР Андрбаев.

    Два-три года чебоксарцы и гости, независимо от репертуара, ходили специально в театр, чтобы полюбоваться отделкой помещений. В числе посетителей были и северные соседи - финны. Они простреливали взглядом каждую конструкцию, искали дефекты. Результат осмотра оказался в пользу строителей. Гости скупо, но метко отмечали, как плотно пригнаны плиты, что швы не превышают нормативов технических условий, хорошо отшлифована поверхность плит. Удачно подобрана текстура: рисунок к рисунку, выдержана тональность. Так могут работать люди, имеющие художественный вкус. Финны пригласили чувашских отделочников работать вместе с ними. Сначала суоровцы знакомились со строительством Чебоксарского филиала комплекса "Микрохирургия глаза". Затем вошли на правах субподрядчика в возведение подобных филиалов в Хабаровске и Свердловске. Выполняя заказ финской фирмы "Полар", чебоксарцы оказались пунктуальными и оперативными исполнителями. Финны остались довольны не только работой, но и материалами и изделиями, которые производили у себя на базе чебоксарцы. Фирма "Полар" закупила в Чебоксарах несколько тысяч квадратных метров плит.

    С работой СУОР через техноэкспорт познакомились и восточные соседи Советского Союза - японцы. Состоялась деловая встреча в Москве. О новом заказе газета "Правда" в 1989 году писала: "Откровенно говоря, как не отнести- к числу "престижных" новое задание, которое получил коллектив. Ему предстоит в кратчайшие сроки провести реставрацию старинного здания в Москве, на проспекте Мира. Здесь разместится Дом советско-японской дружбы. Нужно применить и природный камень благородных оттенков, и современные отделочные материалы, сохранив при этом архитектурные особенности здания, использовав японские национальные мотивы при отделке интерьеров, придав им своеобразный колорит".

    Связи СУОР с иностранными фирмами через "Техноэкспорт" расширили географию производственной деятельности, внесли новые качественные показатели. Труд чувашских отделочников, специалистов по производству изделий из камня стали ценить на мировом рынке. Из сферы прямых производственных связей протянулись нити к торговым и экономическим взаимоотношениям.

    ...В машинном зале Чебоксарской ГЭС с большим интервалом один от другого тянется шеренга восемнадцати агрегатов. По машинному залу меня сопровождает старший прораб СУОР Александр Константинович Никишин. По ходу нашего движения по залу он делает краткие распоряжения по службе инженеру Ивану Степановичу Сюмохину. Встречаемся с бригадирами Лаврентием Петровичем Ивановым и Володей Герасимовым. Разговор краткий, деловой. В машинном зале нет снующих взад-вперед рабочих. Все на своих местах, каждый знает свою работу. Сказываются четкая организация труда, хорошо отработанная технология производства работ.

    - На ГЭС мы выполняем обычную работу: облицовку стен мрамором и устройство полов из гранитных плит, ведем установку декоративных металлических ограждений,- поясняет мне Никишин. Я с некоторым недоумением смотрю на старшего прораба. "Обычной работой" он назвал устройство полов из гранитных плит. Чтобы не "слезились" стены, вместо штукатурки с цементным раствором здесь применялся новый водоотталкивающий химически стойкий материал - стеклокремнезит. Этот перспективный материал разработан в Государственном институте стекла, применен на строительстве некоторых новых станций метро в Москве. Теперь благодаря СУОР прописался в Чебоксарах. Сырьем для него служат обыкновенный песок и стеклобой...

    Из автовокзала, построенного за железнодорожной линией в Чебоксарах, не хочется уходить. Просторный зал ожидания и дюжина касс. Нет толчеи. На общем обозрении - расписание рейсов в пределах республики и междугородных маршрутов на Москву, Куйбышев, Сызрань, Саранск, Нижний Новгород...

    Здание автовокзала снаружи просматривается как двухэтажное, а на самом деле оно одноэтажное с антресолями, на которых размещаются служебные помещения: буфет с обеденными залом, комната матери и ребенка, узел связи... Огорчает низкий потолок антресольного этажа. Он давит на голову, отчего кажутся менее выразительными хрустальные люстры. В отделке здания вокзала применены керамика, литье из металла. Внутренняя отделка оформлена в камне: полы и ступени - мраморные, в облицовке колонн также использован мрамор. Подвесные потолки и стены украшены узорчатыми гипсолитовыми плитами. Восточная стена антресольного этажа выполнена из черного грузинского мрамора. Позолоченные буквы "Шупашкар - Чебоксары" читаются издали. Стена украшена керамическими панно из истории города: Дом Зелейщикова, Никольская и Крестовоздвиженекая церкви, Введенский и Успенский соборы, план города 1740 года, гербы города, кремль и другие сооружения. Из столицы Чувашии пассажир выезжает с чувством благодарности за сохранившиеся знаки истории.

    ...Знакомство с СУОР лучше всего начать с производственной базы, расположенной на юго-восточной окраине города, на перекрестке улиц Кадыкова и имени Ленинского комсомола. Это комбинат в миниатюре с цехами и мастерскими по производству изделий из камня, гипса, глины, дерева, металла. Благодаря СУОР в Чувашии получила развитие техническая эстетика, широко используются литые ограждения из силумина и архитектурно-художественная керамика. Не забыта и древесина.

    Обеспечение материалами производится по прямым договорам с предприятиями-поставщиками.

    - С предприятиями договориться легче, труднее это сделать в Москве,- говорит Андрбаев и с улыбкой рассказывает, как ему пришлось обманным путем проникнуть в "Союзглавтяжмаш". В проходной задержали: нет пропуска. Пропуск не выписывают: нет вызова. Главк не давал вызова - это не входило в его намерения. Тогда Нуриян Аюпович прошел в здание Главка через кухню-столовую и решил вопрос по камнераспиловочному оборудованию.

    СУОР не имел своего карьера. Отделочники зависят от поставщиков. В поисках карьера Андрбаев совершил "турне": объездил Приуралье и Южный Урал с городами Йошкар-Ола, Казань, Набережные Челны, Альметьевск, Уфа, Сим, Катав-Ивановск, Сатка, Златоуст. На станции Учалы отдохнул под аркой с большим аншлагом "Урал - опорный пункт державы". Сердце учащенно билось от гордости и сознания того, как велика наша Россия. В Учалах ему согласились предоставить место для организации карьера. Пришли люди из близлежащих чувашских деревень и с радостью приветствовали посланца родной Чувашии.

    Еще совсем недавно обработкой материалов на базе СУОР занимались только четыре человека, а теперь - несколько бригад камнерезов, каменотесов, гранитчиков. Бригада Владимира Всеволодовича Максимова Занята фрезерованием природного камня, Олега Николаевича Клементьева - распиловкой блоков, монтажом плит на объектах занимается бригада Петра Николаевича Картузова.

    Решая жилищную программу, в 1988 году СУОР в максимально короткий срок, за два с половиной месяца, построило и заселило 108-квартирный малосемейный девятиэтажный дом по улице Лебедева в северо-западном районе Чебоксар. Этому предшествовала продуманная подготовительная работа администрации и профсоюзной организации. Строительство вели в кооперации с ПСО "ЛАД" и заводом "Стройдеталь" на условиях выделения им по двадцать квартир.

    Ускорению строительства способствовало трудовое участие будущих жильцов. На собраниях они решили отработать бесплатно по 160 часов каждый. Прораб СУОР В.И. Алькевич и мастер Р.М. Филиппова обеспечивали техническое руководство. При возведении жилого дома воспользовались древней чувашской традицией "ниме". К будущим жильцам приезжали из деревень родня и друзья. В ниме участвовали даже те сотрудники и рабочие, которые не ожидали получения квартиры. Приходили по зову человеческой солидарности, делили радость труда, и когда производилось вселение жильцов, радовались за них.

    ...Когда Нуриян Аюпович Андрбаев знакомился с рукописью, он задержал свое внимание на этом месте и сказал: "Какая прекрасная традиция - ниме-была у чувашей!" А я вспомнил давно минувшее детство. По сельским улицам ходил мужчина. "Нимене! Нимене!"-зазывал он звучным голосом. Наша мама запрягла лошадь в дровни и поехала вместе со всеми в соседний лес. Оттуда вывезли строевые бревна. Так крестьяне помогли построить дом своему односельчанину. Участники ниме пили из ал дыра (гостевого деревянного большого ковша) пиво домашней варки. Пиво для чувашей - не диво. Но выпить из алдыра ниме сари (пиво)-большая честь...

    Но вернемся к производству.

    Наряду с камнем в СУОРе широко применяется гипс. На производственной базе имеется специальный цех, работающий в две смены. Технология работы как будто бы несложная: приготовление массы и заливка формы. Моделирование производится на месте по готовому рисунку, разработанному конструкторами и архитектурной службой управления. Однако процессы формирования не терпят промедления. Даже специальные добавки ненадолго замедляют процесс схватывания. В руках неповоротливого человека масса быстро затвердевает и теряет эластичность. Если упустить момент, какие-то доли секунды, то готовое изделие будет с микротрещинами и непрочным. Влаговосприимчивость ускоряет разрушительные тенденции.

    Признанным мастером лепного дела является Ипатий Ильин. В его трудовом списке много довоенных и послевоенных объектов строительства. С 1979 года он на пенсии, но продолжает трудиться над украшением наших городов.

    В гипсовом цехе мы с Ильиным стоим у фонтана, над которым он трудится по заказу Дома техники г. Октябрьска Башкирии. Вспоминаем прошлое. Ведь мы знакомы с тех пор, как он стал журналистом и выпускал многотиражку стройтреста № 1. Быть бы ему журналистом, да перетянула рабочая профессия лепщика - и Ильин уже много лет трудится на стройке.

    Много интересного можно рассказать и о других людях СУОР. Они "колдуют" в цехе художественного литья из цветного металла, цехе художественной мозаики природного камня, художественной керамики, деревообработки, заняты изготовлением абразивного инструмента для полировки камня. Было время, когда за этим инструментом ездили в Москву, Армению...

    - Вы слышали легенду о Шупаше?-меняя тему беседы, спросил меня Андрбаев. Я отрицательно покачал головою.

    - У чувашей-язычников среди множества богов был Шупаш. В его ведении якобы находились ручейки и роднички. Мы нашли такой родничок поблизости Трусихи, что за Домом Советов и Дворцом пионеров. У истока установили бюст с "развевающейся" на ветру бородой, с усищами и надутыми щеками, словно Шупаш раздувает бурю. Водичку родника направили по железобетонным желобам. Молодой художник и скульптор Сергей Кадикин сотворил этот красивый комплекс. А сказание о Шупаше мы услышали от инженера-строителя Никифора Егоровича Наумова. - На темени "Шыв хурале и", хранителя воды, подземных источников, установлено яйцо с разбитым концом, откуда выступают символические ростки. Эта скульптура - дань поверью предков чувашей, их древнему религиозному мировоззрению: жизнь на земле зародилась из яйца, оброненного в море пролетающей уткой.


    Рассказ о роднике послужил трамплином к разговору о природе, о природоохранных мероприятиях, о сохранении природных и исторических памятников. Разговор получился невеселым. Затем вспомнили годы минувшие, время детства и юношества.

    Андрбаев закончил начальную школу в родном ауле. Настало время выбирать профессию. В городе Октябрьском, что в Башкирии, открыли нефтяной техникум. Начал учиться по строительной специальности. Трудности были на каждом шагу и в первую очередь из-за слабого знания русского языка. После техникума, работая в Чебоксарах, окончил Всесоюзный заочный политехнический институт. Стал инженером-строителем.

    - Тридцать лет в Чебоксарах, очувашился,- говорит Андрбаев, улыбаясь. Взгляд добрый и одновременно дерзкий.

    Нуриян Аюпович - человек эмоциональный, прямолинейный, смелый и решительный. В этом он неповторим и индивидуален.

    Трудовой коллектив СУОР многоликий. Здесь трудятся люди более десяти национальностей. В противоположность главному инженеру начальник управления Васильев - тихий, взгляд кроткий. Как-то в разговоре с Андрбаевым я отметил эти национальные черты.

    - У татар и чувашей характеры, действительно, несколько разные. Это объясняется историческими судьбами народов.

    - Как вы сработались, являясь противоположностями друг другу?

    Оба мои собеседника рассмеялись.

    - А вот так: кто раньше встанет, тот так с утра и приступит к исполнению своих обязанностей,- шутливо заметили оба...

    И вот еще одна новость, о которой 30 сентября 1990 года сообщила газета "Советская Чувашия": "Специализированное управление отделочных работ Чувашстроя и японская фирма "Ohtoyo construction Co ZTD" создают в Чебоксарах совместное предприятие". Так небольшой по численности коллектив выходит на большак научно-производственных и международных экономических связей. За годы перестройки СУОР выдержало конкурентную борьбу за рынок труда. Оно стало общаться с финнами и японцами, вышло победителем не только в сохранении поля своей деятельности, но перешло в новую форму экономической самостоятельности - ныне ему дали новое название: Акционерное общество - фирма "СУОР". Его участки действуют в Чувашии, Череповце, Саранске, Нижнем Новгороде и даже в Москве.

    Внеся свой пай, в фирму вошли также и приобрели акции колхозники бывшего колхоза "Заря" Алатырского района. Так что фирма "СУОР" теперь имеет агропромышленный комплекс "Заря".


    перейти к оглавлению >>>

    Реклама на сайте |  Контакты |  Оплата |  Условия использования |  Наши вакансии |  Ссылки на нас |  Служба поддержки |  Наверх 
    Яндекс.Метрика Система Orphus