Фоторепортаж: Музей на-связи: средь тихих залов «чебоксарской Третьяковки»

Фоторепортаж: Музей на-связи: средь тихих залов «чебоксарской Третьяковки»

10.07.20174459


Мало кто знает, но совсем недалеко от набережной находится филиал художественного музея. Если такие фамилии как Тропинин, Куинджи, Серов, Левитан, Саврасов, Фешин что-то вам говорят, а в музее вы еще не были – срочно туда. Тем более что в следующем году это фисташковое здание могут закрыть на реконструкцию.
А пока вы собираетесь, мы покажем наиболее интересные экспонаты. И заодно скажем спасибо Ладе Макаровой, заведующей отделом русского и зарубежного искусства музея: без ее увлекательного рассказа мы не смогли бы сделать этот фоторепортаж.


Художественный музей: отдел русского и зарубежного искусства
адрес: Чебоксары, ул. К. Иванова, 4
телефон: (8352) 58-57-01
сайт: http://www.artmuseum.ru/

Часы работы: с 11:00 до 19:00 (вт-вс), выходной — понедельник.
Осенью график работы передвинется на час: с 10:00 до 18:00 (вт-вс), вых. — понедельник.

Стоимость посещения:
75 руб. – взрослые, 50 руб. – школьники, студенты, военнослужащие, пенсионеры.
Экскурсионное обслуживание – 300 руб. (для группы менее 10 человек) или по 30 руб. с человека (для группы более 10 человек).
Фотосъемка – 100 руб., видеосъемка – 350 руб.
Кроме того: свадебная фотосессия и тематические мероприятия.

Показать фото




В 1921 году появился чувашский центральный музей, через восемнадцать лет отдел ИЗО отпочковался и превратился в Чувашскую государственную художественную галерею. Какое-то время музей размещался в здании Введенского собора, потом в бывшем особняке Боне, ныне затопленном. С 1972 году отдел русского и зарубежного искусства находится в бывшем особняке купца Федора Ефремова.

В советские годы экспонаты обычно пополнялись из государственного музейного фонда. Предметы искусства, которые были не очень востребованы в столичных музеях, часто передавались в провинцию. Второй основной источник пополнения коллекции – работа с частными коллекционерами. Что-то дарят, что-то музей покупает, но финансирование, конечно, скудное.

Музей не очень большой: картины, скульптуры, гравюры, предметы прикладного искусства, русского и зарубежного искусства XV-XIX веков располагаются в дюжине залов.

Показать фото




Особняк
Здание построено в 1911 году младшим сыном известного чебоксарского купца Прокопия Ефремова – Федором. В 1908 году, когда ему было 35 лет, он встретил на море девушку Любу, которая пела и танцевала в ресторане. Влюбившись, Федор привез Любу в Чебоксары, но ни семья, ни купечество ее не приняли. Поэтому Федор Прокопиевич построил свой дом в отдалении от особняков других членов семьи. Но счастье было недолгим. Через пять лет Люба уехала в неизвестном направлении, а после революции и династия Ефремовых канула в Лету.

Здание уникально тем, что является ярким и выразительным примером архитектурного стиля модерн, популярного в те годы в столицах. Особняк, несмотря на вековую историю, хорошо сохранился, но требует реставрации. Большая проблема – окна. Трудно найти мастера, который изготовит из дерева новые рамы. А пластиковые окна, по мнению музейщиков, изуродуют историческое здание. Кстати, с улицы на фасаде ни одно окно не повторяется.

Более подробная информация об этом доме – в репортаже ГТРК Чувашии из цикла «Чебоксарские адреса».

Зал 1. Зарубежные мастера
Эта коллекция собрана в первом зале. Несмотря на то что экспонаты подбирались от случая к случаю, здесь представлены все ведущие живописные школы Европы: итальянская, немецкая, голландская, английская, фландрская.

В зале сразу привлекают внимание бюсты китайца и африканки. Автор Жан-Батист Карпо (1827-1875) изготовил эти бюсты в качестве предварительного этюда к композиции «Четыре части света» для фонтана Обсерватории в Париже.

Показать фото



Узнаете этого печального мужчину? Наполеон Бонапарт. Бюст создан в 1798 году, за год до того, как знаменитый полководец революционной Франции совершил государственный переворот и стал первым консулом Франции.

Показать фото





Вот еще одна историческая личность – английский герцог Ричард Глостер, впоследствии король Англии Ричард III, последний из династии Йорков. Картина примечательна тем, что написана новыми для того времени масляными красками (XV век). Это, пожалуй, самая старинная картина музея.

Показать фото


Есть тут копия автопортрета Рембрандта, сделанная неизвестным художником в XVIII веке. Копирование работ известных художников – обычная практика в учебном процессе. Оригинал картины хранится в галерее Уффици во Флоренции.

Показать фото





Сусанна, застигнутая старцами, – популярный сюжет у художников. Когда Сусанна купалась обнаженной в саду, за ней наблюдали двое еврейских старейшин-судей. Они стали ее домогаться, угрожая обвинить в мнимом прелюбодеянии, но та им отказала. В результате ложного обвинения Сусанну ждала смерть, однако пророк Даниил смог доказать невиновность девушки.



Коридор
Здесь обратите внимание на гравюру Ивана Бугреева (1745-1796), где изображены Чебоксары в XVIII веке. В годы правления Екатерины Второй была создана комиссия по обследованию корабельных лесов России. Один из ее членов, подполковник Александр Иванович Свечин, попутно исполнял другое поручение – делал зарисовки посещаемых городов. Говорят, императрица лично отобрала 14 рисунков, из которых сделали гравюры. Маленький городок Чебоксары попал в это число.

Показать фото


Зал 2. Православное искусство
Во втором зале собраны произведения древнерусского, православного, культового искусства. Все иконы пишутся по канонам – строгим правилам, регламентирующим форму, сюжет, используемые цвета и т.д. В годы Советской власти много икон было сохранено в музеях.

Показать фото







Взгляд привлекает икона «Господа Плоды Страданий Христовых (Процветшее Древо Христа)», написанная в конце XVIII века. Иконописцами предпринята попытка раскрыть значение крестной жертвы Христа для мира. Согласно учению, после распятия были побеждены главные враги человечества – смерть и дьявол, основана Церковь и открыты райские врата. Это вид иконы с неким образовательным подтекстом.

Показать фото




Икона «Благовещение Пресвятой Богородицы» написана под явным влиянием стиля барокко, демонстрируя пышность, обилие золота и насыщенные краски.



Зал 3. Русские художники XVIII-первой половины XIX века

До Петра I в России почти не было светской живописи, но в течение нескольких десятилетий у нас появилась собственная живописная школа, открылось первое профессиональное учебное заведение – Императорская Академия художеств.

Показать фото


Василий Тропинин (1776-1857) – знаменитый портретист первой половины XIX века. Он родился крепостным, но обучался в Академии художеств. Вольную получил только в 47 лет. В нашем музее можно увидеть портрет сестры художника  Анны Тропининой и два этюда: голова девочки и этюд к портрету астраханского купца-миллионера Александра Сапожникова.

Показать фото




Музей старается участвовать в выставках, посвященных одному художнику, которые проводятся в Москве, Санкт-Петербурге и других городах. На время стены галереи покидали картины Серова, Левитана, Коровина, Айвазовского, Фешина и др.

Старинная лестница
Многие посетители фотографируются на чугунной лестнице, сделанной по специальному заказу для этого здания.

Показать фото


Зал 4.
В углу приютилась небольшая картина «Всё в прошлом» Василия Максимова (1844-1911). Картина была завершена в 1899 году и имела исключительный успех. Сейчас она экспонируется в Третьяковской галерее. Художник в те годы испытывал нужду и, чтобы заработать, написал более сорока авторский повторений, незначительно отличающихся от оригинала. Одно из этих повторений хранится в Чебоксарах.

Показать фото


Есть в музее работа Ивана Шишкина (1832-1898), певца русского леса. Кстати, на первом этаже, в зале для временных выставок, сейчас демонстрируются офорты Шишкина. Офорт – разновидность гравюры на металле. С нее получали оттиски (обычно несколько десятков). Шишкин, по сути, был единственным знаменитым гравером-пейзажистом. Очень сложно таким образом изображать пейзажи.

Показать фото




Русскую природу любил писать и Алексей Саврасов (1830-1897), который заставил говорить о русском национальном пейзаже (все началось с картины «Грачи прилетели»). В зале висит этюд к знаменитой картине «Разлив Волги под Ярославлем».



Внушительных размеров полотно Алексея Кившенко (1851-1895) изображает еще одну популярную историю – притчу из Ветхого завета про Самсона и его возлюбленную Далилу, которая предала его, выведав и сообщив врагам секрет его богатырской силы.

Показать фото



Показать фото




Зал 5.
Говорят, некоторые посетители приходят в музей, чтобы постоять у «Одуванчиков» – одного из самых известных шедевров Исаака Левитана (1860-1900).
В конце 90-х годов на Волге художником была написана серия очаровательных натюрмортов как напоминание о влюбленности художника. В то время вместе с ним жила его ученица, Софья Кувшинникова. По возвращении с прогулок они приносили букеты разных цветов и за несколько часов создавали подобные натюрморты.

Показать фото


Картину передал в музей в 1921 году И.А. Кадушин, председатель областного ЧК. Ранее картина, по всей видимости, находилась в частной коллекции и была реквизирована в годы Гражданской войны в России органами ЧК.
Искусствоведы считают «Одуванчики» шедевром, потому что в ней проявилась душа Левитана, его редкие моменты душевной радости. Судьба художника сложилась трагически: рано осиротел, часто испытывал нехватку денег, последние годы страдал от неизлечимой болезни.

Архип Куинджи (1842-1910) в своих произведениях старался запечатлеть необычный свет. В Чебоксарах хранится картина «Снежные вершины. Эльбрус».



Не пройдите мимо небольшого портрета промышленника и мецената Павла Деларова, который написал Илья Репин (1844-1930). Картина создана в имении художника. Здесь в мастерской было очень удобное кресло для натурщиков. Деларов пришел позировать в скучном монохромном сюртуке, а это трагедия для живописца. Репин накинул ему на плечи ярко-красную шаль, и строгий господин превратился в восточного хана.



Зал 6.
Николай Дубовской (1859-1918) представлен пейзажем «Жатва»: пшеничное поле накрывает грозовая туча; Валентин Серов (1865-1911) – работами «Дуб в Домотканове», «Летний пейзаж с церковью».



В Абрамцевео было подмосковное имение знаменитого мецената, промышленника Саввы Мамонтова. В нем подолгу гостили знакомые художники, занимаясь творчеством. Михаил Врубель (1856-1910) здесь экспериментировал с глиной-майоликой – «Голова львицы», «Весна».



В Абрамцеве был возрожден полузабытый промысел резьбы по дереву. Художники выкупали у местных жителей резные изделия, изучали, создавали собственные эскизы.
В углу стоит деревянное кресло, созданное в русском народном стиле с атрибутикой профессии ямщика: передние ножки и дуга – упряжь, подлокотники – топоры. Рабочие рукавицы тоже из дерева. Если бы не утраченная деталь, их было бы трудно отличить от настоящих.

Показать фото



Вот еще несколько фотографий из шестого зала.

Показать фото













Зал 7.
Здесь хранится коллекция декоративно-прикладного искусства. Представлены образцы китайского, японского фарфора, европейского и русского фарфора.
Китайцы изобрели фарфор еще в седьмом веке, но держали рецепт в секрете. В Европе фарфор открыли только в начале XVIII века, в России еще позже.

Показать фото











Коридор
Мы приближаемся к самым интересным залам.

Показать фото


Зал 8. Фешинский зал
Этот зал полностью отдан работам Николая Фешина (1881-1955). Привлекает внимание его отделка: наверху расписной плафон, по углам фаянсовая печь и камин.
Камин сделан модным для своего времени: цветовая гамма, плавные текучие формы, цветы мака (образ сна, сказки, легенды). В камин под углом вмонтировано зеркало. Чтобы увидеть себя в нем, нужно подойти поближе и наклониться. При этом мы увидим свое отражение на фоне расписного потолка.

Показать фото








Николай Фешин – известный русский и американский художник. Родился в Казани, после учебы в Санкт-Петербурге преподавал в Казани. В 1923 году эмигрировал в США, где и жил до самой смерти. Позже перезахоронен в Казани на Арском кладбище.

Фешин часто приезжал в Чебоксары. Здесь жили его родственники (в музее выставлены портреты четы Тепловых).

Показать фото


По мнению некоторых искусствоведов, Фешин стал подлинным художником после создания в 1908 году картины «Черемисская свадьба» (он провел целое лето в марийской деревне для сбора материала). В зале представлены несколько этюдов из черемисской серии.
Сама картина была продана за границу, когда Фешин был студентом. Благодаря этому у него появились связи с зарубежьем, которые помогли ему переехать в Америку. Потом следы «Черемисской свадьбы» были утрачены, но недавно работа вернулась в Россию и сейчас хранится в частном собрании в Татарстане.

Показать фото


Недавно на грант Главы Чувашии музей смог приобрести две картины друга художника Павла Бенькова (1879-1949): натюрморт «Васильки» и портрет Наташи Рамм, актрисы Казанского оперного театра.

Показать фото


Зал 9.
Эта комната, возможно, была музыкальной гостиной. Печи утоплены в стены, чтобы не мешать танцующим артистам.

Показать фото


В зале есть картины Зинаиды Серебряковой (1884-1967), одной из первых русских женщин-художниц. Представлены и другие известные имена: Виктор Борисов-Мусатов (1870-1905), Кузьма Петров-Водкин (1878-1939), Борис Кустодиев (1878-1927).
Обратите внимание на картину «Семья кочевника» Петрова-Водкина, которая написана в необычной манере. Как поклонник Сезанна, он использовал ограниченную цветовую палитру.

Показать фото



Русское прикладное искусство – игрушки разных стилей.

Показать фото







Зал 10.
Главный экспонат – фаянсовое панно «Сбор винограда (Встреча героя)» грузинского мастера Исидора Фрих-Хара, недавно вернувшееся с выставки в Москве. Художник в свое время принимал участие в оформлении павильонов ВДНХ.



На выходе вас ждет завершающий штрих – натюрморт Николая Третьякова (1857-1896), племянника основателя знаменитой галереи Павла Третьякова.



© Текст и фото — Максим ИВАНОВ. Интернет-проект «На-связи.ру»

ОБСУЖДЕНИЕ НА ФОРУМЕ

Музей на связи: в гостях у Чапаева
Музей на связи: в гостях у леса
Музей на связи: в гостях у пожарных
Музей на связи: воинская слава Чувашии
Музей на связи: в гостях у «ста тысяч вышивок»
Музей на связи: неоконченная история для Новочебоксарска
Музей на-связи: в гостях у Жеглова и Дяди Степы
Музей на-связи: на полмиллиона чебоксарцев один маленький музей
Музей на связи: в тракторном царстве-государстве. Часть 1
Музей на связи: в тракторном царстве-государстве. Часть 2
Музей на связи: творчество осужденных и история УФСИН Чувашии
Музей на связи: средь тихих залов «чебоксарской Третьяковки»
Музей на-связи: в гостях у учителя труда, создавшего музей боевой славы


главная фоторепортаж музеи музейнасвязи культура (закрыта на реставрацию) Художественная галерея (на Волге)

Похожие новости

Парад 9 мая в Чебоксарах проведут без ветеранов и не на Красной площади🡥
Мероприятия, посвященные празднованию 76-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне, пройдут без приглашения людей старше 65 лет, ветеранов войны и тружеников тыла.
Прогноз погоды
  +20.1°
Ясная погода
По ощущениям: +17°
Ветер: Юго-восточный, 5 м/с
Влажность: 37%
Давление: 754 мм
Уровень радиации: 10.56 µR/h
Новости погоды
Яндекс.Метрика
 
наверх